Этот вопрос обсудили губернатор Сергей Морозов и первый вице-президент РЖД, генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин.
Как сообщают в правительстве области, участок дороги, проходящей по Ульяновской области, станет частью высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва-Казань». Планируется, что по территории региона проложат крупную высокоскоростную ветку в направлении «Чебоксары — Ульяновск – Самара». Дорога позволит соединить эти крупные города с главной магистралью. Новая транспортная инфраструктура также позволит соединить Ульяновск и Димитровград, уверены власти области. Благодаря этому из Димитровграда в Ульяновск ежедневно смогут приезжать и возвращаться и рабочие, и студенты вузов.
И это на фоне новостей о том, что на днях правительство России отправило на доработку проект ВСМ стоимостью в 1,2 триллиона рублей. Хотят снова проверить реалистичность всех базовых характеристик, в том числе объема пассажиропотока, а также стоимости и источников финансирования. Государство стремится минимизировать свои риски в условиях дефицита бюджетных средств.
Китай, Германия, история проекта
В проекте ВСМ «Москва — Казань» может принять участие Китай. Главными финансово-кредитными организациями, которые будут финансировать проект, выступят Фонд «Шелковый Путь» и Банк развития Китая. Помимо этого ведутся переговоры об участии с банком БРИКС и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций. Для выкупа земель под строительство магистрали будут задействованы деньги из бюджета либо Фонда национального благосостояния (ФНБ). «Чтобы начать возить пассажиров к 2020 году, нужно в 2018 году начать испытания готового подвижного состава», — пояснял летом Мишарин. Подвижной состав будет сделан совместно китайской CRRC и Sinara. Эксплуатационная скорость составит 360 км/ч с развитием на некоторых участках до 400 км/ч. Локализация производства прогнозируется на уровне до 70%.
Немецкий консорциум (Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn) также предложил Российским железным дорогам (РЖД) профинансировать строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань на сумму около 3,5 миллиарда евро, включая прямые инвестиции и кредитные ресурсы.
История ВСМ началась в 2013 году, когда на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Сочи президент РФ Владимир Путин объявил о решении построить в 2014–2018 гг. первую в России ВСМ Москва – Казань с возможностью в дальнейшем продления до Екатеринбурга и Ульяновска. Инициаторами проекта ещё в 2009 году стали правительства Свердловской области (Александр Мишарин — бывший губернатор этого региона) и Республики Татарстан. Реализация проекта была поручена дочерней структуре ОАО «РЖД» – ОАО «Скоростные магистрали».
ВСМ пройдет по территории семи субъектов: Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская области, Республики Чувашия, Марий Эл и Татарстан. Дальнейшее развитие линии предусматривает ее продление до Екатеринбурга. Запуск магистрали обеспечит сокращение времени следования между Москвой и Казанью в четыре раза: с нынешних 14 часов по существующей железнодорожной инфраструктуре до 3,5 часов.
Что говорят в Казани и Самаре?
Согласно «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» намечено развитие системы ВСМ после 2020 года, в том числе подключение крупных городов и соседних регионов (Республики Марий Эл и Удмуртской Республики, Ульяновской области) к линии ВСМ путем реконструкции существующих железнодорожных линий для обеспечения пропуска по ним ускоренных межрегиональных пассажирских поездов сообщением «крупный город/центр региона — терминал ВСМ».
В РЖД говорили, кстати, что ответвление от ВСМ Чебоксары-Ульяновск-Казань, которое включено в программу организации высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ, отнесено на третий этап программы — 2025-2030 годы.
Экология, окупаемость, проблемы
Некоторые эксперты вообще высказывают сомнения, что данный проект когда-либо окупится. Обеспеченные пассажиры будут предпочитать самолёт из-за скорости, а малообеспеченные выберут традиционные поезда из-за более низкой стоимости билета. Любой инвестор ждет возвращения инвестиций, а в случае с трассой Казань — Москва никому никакой выгоды от этого не видится: ни китайским, ни нашим инвесторам, ни РЖД. Как окупить многомиллиардные затраты на проект, если возить по нему студентов из Димитровграда? Это попытка создать ту самую агломерацию Ульяновск-Димитровград? Дорого… Практика показывает, что высокоскоростной железнодорожный транспорт экономически эффективен и привлекателен для пассажиров по соотношению «цена/скорость» при перемещениях на расстояния от 400 км до 1200 км (в среднем — около 800 км) при скоростях от 200 до 400 км/час.
Проблемы могут возникнуть и с экологами, которые уже писали по поводу проекта ВСМ в Совет по правам человека при президенте РФ. Если ветка идёт через город, нужно делать особый коридор безопасности, вырубать леса, строить эстакады, сносить часть жилых домов, строить переезды для автомашин, шумозащитные экраны. Если не через город — предусмотреть новый вокзал, станции (по проекту ВСМ они должны быть), парковки, подъезды транспорта, освещение и так далее. Для размещения высокоскоростной магистрали требуется отвод земель как в постоянное так и во временное пользование. Для обеспечения энергетических потребностей станций нужны котельные и энергия.
А как поведет себя оползневая зона в районе ж/д моста, если по ней будут проноситься поезда с огромной скоростью, ведь для ВСМ устанавливаются повышенные требования к уплотнению грунтов земляного полотна трассы. Вводятся дополнительные ограничения для глинистых грунтов земляного полотна по их составу и состоянию. Для снижения уровня шума нужно строить шумозащитные экраны. В период проведения строительных работ источниками воздействия на атмосферный воздух являются выбросы от дорожно-строительной техники и автотранспорта, выбросы пыли при проведении земляных работ и перегрузке инертных материалов, выбросы загрязняющих веществ при сварочных работах. В настоящее время не существует методик прогнозирования ожидаемого уровня вибрации. В районе трассы при ее эксплуатации предположительно резко снизится число типичных лесных и степных животных, крупные млекопитающие и лесные птицы (тетеревиные, хищные, совы, голубеобразные), скорее всего, покинут зону шумового «загрязнения» или будут использовать эту территорию в качестве транзитной.
В период строительства от жизнедеятельности персонала и обслуживания техники и оборудования, а также при проведении строительных работ будут образовываться отходы различных классов опасности, имеющие отличия по компонентному составу, физико-химическим характеристикам, токсичным и опасным свойствам и свойствам, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. У нас в Ульяновске с полигонами ТБО годами разобраться не могут… Вопросов даже на стадии проектирования, а проектирование тоже стоит десятки миллионов рублей, множество…
Эксперты видят и плюсы ВСМ
Как считают в ОАО «НИПИИ ЭТ «ЭНЕРГОТРАНСПРОЕКТ», которое оценивало влияние проекта ВСМ на окружающую среду, на региональном уровне воздействие строительство ВСМ на социально-экономические условия может быть положительным. Будет использоваться местная производственная, строительная базы, а так же сопутствующие сферы экономики и обслуживающего сектора. В связи с этим прогнозируется рост объемов выпуска продукции строительных организаций и смежных видов деятельности, что приведет, в свою очередь, к увеличению объема валового регионального продукта (ВРП). Создание высокоскоростного железнодорожного сообщения направлено на стимулирование роста активности деловой среды, а так же развитие различных секторов экономики, таких как туризм, финансовая сфера (банки, страхование и прочее), торговля, гостиничный бизнес и прочее.
Пока в Ульяновске только предпосылки к строительству
«Участие Ульяновской области в данном проекте крайне важно для транспортного сообщения жителей всей страны, и в целях развития территорий субъектов. Сейчас в регионе есть все предпосылки для строительства скоростной железной дороги. В том числе мы рассматриваем нижний ярус «Президентского» моста. Этот участок дороги станет частью будущей магистрали», — сказал вчера Александр Мишарин. Впрочем, это пока только слова и требуемый при встречах «политес».
Мишарин, Морозов и Тюрин на встрече по ВСМ в Москве
«Сегодня, когда формируется новая экономика региона, особенно важно решить вопрос транспортной доступности. Для людей, для инвесторов, для грузоперевозок. История показывает, что успешность территории напрямую зависит от скорости перемещения по ней. Сейчас очень важно войти в проект развития высокоскоростных железных дорог. Это позволит добираться, например, до Москвы за четыре часа, немногим больше времени потребуется на дорогу в Петербург, Анапу или Сочи. Туда можно будет доехать за ночь. Кроме того, на остановочных пунктах, которые обустроят через каждые 50-100 км, будут образовываться новые точки роста экономики, инвестиционно-привлекательные территории», — так считает губернатор Морозов.
Наша справка:
ОАО «Скоростные магистрали» — «дочка» РЖД, отвечает за реализацию инновационных проектов в сфере железнодорожного транспорта, включая создание высокоскоростных магистралей (ВСМ). Компания является проектным офисом, работает в партнерстве с такими лидерами рынка как AECOM, PWC, Freshfields, Ernst&Young. С января 2013 года генеральный директором ОАО «Скоростные магистрали» является Александр Мишарин. Он бывший губернатор Свердловской области, инициировавшей проект 4 года назад.
В конце сентября в Ульяновске прошел форум «РИФ. Технологии». «Ростелеком» рассказал гостям мероприятия о цифровом развитии области.
Изучаем проект «Инвестиционной стратегии муниципального образования «город Ульяновск» на 2018 — 2023 годы» за подписью Сергея Панчина.
ГК «Русагро» стала новым владельцем площадок МСЗ «Кошкинский». Сделка совершена в сентябре.