Портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ)«Ульяновск» готова избавиться от резидентов, которые не занимаются реализацией своих проектов. Среди возможных претендентов на лишение статуса резидента — «Волга-Днепр техникс Ульяновск».
Решение будет приниматься экспертным советом при правительстве региона, который начал работу на основании недавно переданных на региональный уровень полномочий. В правительстве региона подтверждают, что пока дальнейшего финансирования развития ПОЭЗ из федерального бюджета не предвидится, однако рассчитывают, что пока на развитие хватит имеющихся средств и доходов от деятельности зоны.
«Управление ПОЭЗ „Ульяновск“ передано в регион, и теперь мы решаем, кто будет резидентом, и мы будем оценивать эффективность деятельности резидентов ПОЭЗ», — написал в твиттере председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин, сообщая о заседании экспертного совета ПОЭЗ. Он также сообщил, что «некоторые резиденты ПОЭЗ сейчас выступают статистами» и «нужно от них избавиться или получить от них окончательную ясность».
Как пояснил „Ъ” гендиректор управляющей компании ПОЭЗ — АО «ПОЭЗ “Ульяновск”» — Денис Барышников, решение о передаче полномочий по управлению ПОЭЗ и принятию решений по ее развитию было принято правительством РФ еще осенью (информация об этом ранее не раскрывалась), в соответствии с подписанным Минэкономразвития и правительством региона соглашением. Ранее все принципиальные решения, в том числе по получению инвесторами статуса резидента ПОЭЗ, принимал экспертный совет при Минэкономразвития РФ, сегодня эти полномочия переданы правительству региона в лице регионального экспертного совета под председательством председателя правительства.
«Это решение федерального правительства было принято в целях ускорения развития особых экономических зон, повышения заинтересованности субъектов в результатах работы ОЭЗ. Фактически вместе с полномочиями передана ответственность, которая сформулирована в виде ряда показателей, которые необходимо достичь, таких как количество созданных рабочих мест и уплаченных налогов, объем инвестиций, выручка и тому подобных. Если требуемые показатели не будут достигнуты, соглашением предусмотрена финансовая ответственность субъекта», — сказал гендиректор. По его словам, при этом финансирование со стороны федерального центра «пока не предусматривается».
Напомним, всего планировалось из федерального бюджета направить на создание ПОЭЗ 7,715 млрд рублей (с учетом процентов от депозитов — 7,9 млрд рублей), пока получено только около 40 % средств — порядка 3,5 млрд рублей, 15 млрд уже израсходовано на строительство инфраструктуры. На сегодня с учетом средств уставного капитала (и с учетом прошедшей недавно допэмиссии) еще имеется 2,240 млрд рублей. На эти средства планируется завершить строительство здания индустриального парка для малых резидентов и построить ангарный комплекс, который затем будет сдаваться в аренду.
Здание индустриального парка для резидентов ОЭЗ. 15 декабря 2016 года
«Пока нам этих средств хватает, чтобы закончить строительство (индустриальный парк планируется закончить уже в апреле, ангарный комплекс — в 2018 году), а затем эти коммерческие объекты позволят нам иметь доходы для осуществления текущей операционной деятельности. В горизонте двух-трех лет у нас достаточно средств, чтобы реализовать заявленные инвестиционные проекты», — пояснил господин Барышников. В дальнейшем, по его словам, в соответствии с переданными полномочиями финансирование дальнейшего развития должно уже вести правительство региона. Однако будут ли на это средства в региональном бюджете, и в каком объеме, сказать господин Барышников затруднился.
Раскрывать, какие компании считаются статистами, господин Барышников отказался. Судя по всему, речь может идти о крупных резидентах, которые достаточно давно заявились со своими проектами, однако так и не начали их реализацию. Среди них — «ИнтерАвионика» с проектом ТОиР авиационных приборов, не реализован второй проект компании «Т1» — строительство ангарного комплекса (логистический центр ею уже построен). Сложнее всего у компании «Волга-Днепр техникс Ульяновск» (ангарный комплекс для ТОиР широкофюзеляжных самолетов), проект которой мог быть самым весомым для ульяновской ПОЭЗ. Известно, что ГК «Волга-Днепр» долго ждала готовности инфраструктуры ПОЭЗ, а затем реализовала аналогичные проекты в а/п «Шарджа» (ОАЭ) и в Лейпциге. Согласно данным kartoteka.ru, с 2009 года «Волга-Днепр техникс Ульяновск» не сдавала отчетность и находится в стадии ликвидации. Получить комментарии представителей этих компаний не удалось. В авиакомпании «Волга-Днепр» ответили, что комментарии смогут дать «только через один-два дня». В свою очередь источник, близкий к руководству ГК «Волга-Днепр», пояснил „Ъ”, что «сегодня, в столь сложной экономической и политической ситуации вряд ли кто-то вообще сможет конкретно сказать что-либо о дальнейших планах».
Тем не менее, отмечают в ПОЭЗ, с готовностью инфраструктуры растет интерес потенциальных резидентов. Предполагается, что экспертный совет будет рассматривать ежеквартально по 3–5 бизнес-проектов потенциальных резидентов. В то же время участков под новые проекты уже не хватает.
«Пора провести ревизию и посмотреть, кто имеет серьезные намерения, а кто нет, чтобы перераспределить участки в пользу других, более адекватных резидентов», — сказал Александр Смекалин.
Сергей Титов, Ульяновск
Фото: Андрей Белов
В Ульяновской области возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов в крупном размере руководством одного из крупнейших предприятий региона — ООО «Чеботаевка». На предприятии заявляют, что с законом дружат.
Проект ООО «Русские синтетические масла и присадки» не имеет аналогов в России, он будет являться партнером корпорации РОСАТОМ и работать на импортозамещение.
УАЗ начал реализацию новых госпрограмм: для физических лиц – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», для юридических лиц – «Своё дело» и «Российский фермер». Максимальная выгода по программам для физических лиц достигает 104 000* рублей, для юридических — 209 990* рублей.