Постройка первого опытного летного образца самолета Ил‑78М‑90А осуществляется на авиазаводе в рамках контракта с Министерством обороны России.
Головной разработчик воздушного судна – Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, изготовитель – завод «Авиастар-СП». Свой первый полет новый Ил-78М-90А совершил 19 января в аэропорту «Ульяновск-Восточный». Он продолжался около 30 минут и положил начало заводским летным испытаниям. Сайт planeradar.ru также выдал информацию, что новый борт №78741 летал в Чердаклинском районе и 23 января в течение 1 часа 5 минут.
Постройка первого опытного летного образца самолета Ил‑78М‑90А осуществляется в рамках контракта с Министерством обороны России на проведение опытно-конструкторских работ по созданию перспективного самолета-заправщика на основе военно-транспортного самолета Ил‑76МД‑90А как составной части ОКР «Создание тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А и перспективного самолёта-заправщика на его базе».
25 января пилотировал самолет шеф-пилот «Ильюшина» Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов. Эта машина стала первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России в постсоветский период. Ранее производство самолетов Ил-78 базировалось в Узбекистане.
АО «Объединенная авиастроительная корпорация» 29 ноября 2017 года сообщило, что на АО «Авиастар-СП» (входит в состав ОАК) в Ульяновске состоялась выкатка на летно-испытательную станцию предприятия завершенного строительством первого опытного образца нового самолета-заправщика Ил-78М-90А (серийный номер 02-01).
По требованию заказчика Ил-78М-90А является конвертируемым: сохранена возможность использования в качестве военно-транспортного самолета: есть рампа, десантное оборудование, а в случае необходимости можно установить оборудование для пожаротушения На самолете будет установлено топливо‑заправочное оборудование: два дополнительных топливных бака общей емкостью около 50 тонн внутри грузовой кабины, а также унифицированные подвесные агрегаты дозаправки — два на крыле и один в хвостовой части фюзеляжа. Самолет оснащен четырьмя двигателями ПС‑90А‑76. Полностью обновлен пилотажно-навигационный комплекс, также на самолете реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.
Согласно условиям контракта, летные испытания первого образца Ил-78М-90А должны были быть начаты в 2016 году.
23 января сайт телеканала «Звезда» опубликовал видео дозаправки боевых самолетов в Воронежской области. Бомбардировщики Су-34 и истребители Миг-31БМ Западного военного округа провели тренировочную дозаправку от танкера Ил-78М более ранней модификации, чем новый самолет от «Авиастар-СП». Операцию можно посмотреть в подробностях. Она проводилась на высоте от четырех до восьми тысяч метров при скорости свыше 500 километров в час. К отработке элемента привлекались 50 летчиков. Экипажи выполнили около 120 упражнений по дозаправке как в дневное, так и в ночное время суток, в одиночку и парами.
В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырех воздушных судов.
Все работы по модернизации самолета от начала проектирования и до выпуска летного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в современных цифровых технологиях.
Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолетов. Одна из самых важных – станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства. Автоматизация процессов уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера. Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем.
Новая линия позволит снизить трудоемкость стыковочных работ, обеспечить контролируемое качество, уменьшить зависимость от квалификации технического персонала.
Об этом было объявлено 17 октября на заседании совета при губернаторе по развитию малого и среднего предпринимательства, который состоялся в школе № 82 в Ульяновске.
На заседании Совета по иностранным инвестициям 16 октября губернатор показал иностранным бизнесменам футуристические картинки из будущего столицы региона.
Об этом сообщило издание Медиа73.