Российская промышленность в ожидании что же будет дальше, несколько «притихла»: большинство предприятий работает на тех запасах, которые пока есть, ищут новых поставщиков и новые рынки сбыта. Давят все: с одной стороны, производители сырья и материалов, с другой — банки, снижается потребительский спрос. Иначе говоря, промышленности России сейчас не просто… Как в этих условиях чувствует себя ульяновский производитель, рассказал «Ульяновской правде» первый вице-премьер областного правительства региона Вильдан Зиннуров.
Он назвал нынешнее состояние промышленности «тревожным ожиданием». Обрабатывающие производства не снижают темпы, но снизили рентабельность из-за роста цен (до 45 процентов) на металлопрокат. Рынок труда переживает штиль, массовых сокращений не наблюдается, но есть небольшой скачок вверх по безработице. Самый же пока тревожный факт — поведение банковской сферы. Кредиты дороги и зачастую просто недоступны в виду низкой ликвидности банков.
По решению Правительства РФ и Агентства по страхованию вкладов банкам будет предоставлено порядка полутора триллионов рублей. Насколько быстро эти деньги дойдут до промышленности, пока под вопросом. «Мы полагаем, что оздоровление банковской сферы должно произойти ближе к июлю 2015-го. Конечно, есть опасения, что не все доживут до этого времени, потому что полгода для промышленности — большой срок. В группе риска — предприятия, имеющие валютные кредиты. В первую очередь, банкам нужно показать частным вкладчикам свою стабильную работу, чтобы исключить отток капитала, во-вторых, нужно выходить на нормальные «рельсы» по кредитованию бизнеса», — отметил вице-премьер.
Импортозамещение в автопроме как российский тренд
«Опасений, что базовые отрасли в регионе понесут большие потери, у нас нет», — считает Вильдан Зиннуров и приводит аргументы.
Более трети — 35 процентов — всего промпроизводства области занимает автопром. И надо отметить, что продажи машин благодаря продлению программы утилизации идут хорошими темпами. Ульяновский автозавод по сравнению с первым кварталом прошлого года увеличит продажи почти вдвое. АвтоВАЗ — на 12 процентов, что позволит Димитровградскому автоагрегатному заводу в свою очередь получить дополнительные ресурсы для решения накопившихся проблем.
«Надеемся, что такие же решения относительно финансирования программы утилизации будут приняты и на второй квартал этого года, кроме того, должны быть выделены федеральные средства на закупку автомобилей для силовых ведомств. По этим программам мы реализовывали до восьми тысяч автомобилей, а это два месяца работы автозавода в очень напряженном режиме», — отметил Зиннуров.
Прицел на оборонку
Все предприятия оборонно-промышленного комплекса, а их в регионе только крупных семь (механический завод, «Утес», «Контактор», патронный завод, «Авиастар», НПО «Марс» и УКБП), заказами и финансированием обеспечены. У того же «Авистара» в листе ожидания контракт на топливозаправщик Ил-78 и продолжение работы по модернизации «Русланов».
«Сегодня идет ревизия инвестиционных программ предприятий относительно «новых строек», а именно новых программ технического перевооружения и модернизации. Работа должна быть завершена к 1 апреля. Будет понятно, какие из предприятий останутся в инвестиционной госпрограмме вооружений в полном объеме, а какие нет. По производственным программам, которые утверждены по оборонным предприятиям, мы по-прежнему имеем рост к 2014 году в размере не менее 20 процентов. Мы должны поторопиться с прохождением экспертизы существующих проектов по нескольким предприятиям для того, чтобы защитить наши позиции в Минпромторге», — рассказал вице-премьер.
Станкостроение — начало начал
Свое, отечественное станкостроение для России — огромная проблема. Невозможно на оборудовании качества XX века производить изделия века XXI. Российскому станкостроению жизненно необходим трансфер технологий. При этом о возможности работы с Европой и Америкой на несколько лет можно забыть, надо устремить свой взор на азиатский опыт.
Что касается конкретно Ульяновской области, то Симбирский станкостроительный завод на грани банкротства. Сейчас собственники ищут инвесторов, нужно несколько сотен миллионов, чтобы вновь начать работать. Но свет в конце тоннеля появится совсем скоро. Вильдан Зиннуров напомнил, что в сентябре 2015 года в Ульяновске будет запущен самый крупный в России завод по производству токарных и фрезерных станков DMG Mori Seiki. Область сегодня формулирует предложения в федеральное правительство по использованию его потенциала для оснащения и реализации программ перевооружения российских предприятий. Необходимо утвердить программу утилизации аналогичную автопромовской и получить статус российского производителя.
Шить не перешить
Высокая разница в курсе валют закрыла рынок для поставщиков из Китая и Турции с точки зрения поставки готовых тканей и изделий. Для швейных производств открылся огромный рынок. Вроде надо было бы обрадоваться и работать на российском сырье, но где его взять? Волокон, вискозы, качественной фурнитуры и красок российского производства нет, и замещать их пока, увы, нечем.
Потребность легпрома в вискозе огромна и требует немедленного импортозамещения. Не все просто и с красителями. Номенклатурных позиций в отрасли примерно 200, и все их локализовать невозможно. Корпорация по развитию Ульяновской области сейчас проводит анализ по поиску ведущих игроков в Турции, Китае, Корее.
«Сейчас мы активно работаем с Минпромторгом РФ относительно производства камвольных тканей. Барышская фабрика полностью готова к запуску этого производства мощностью от 50 тысяч метров в месяц до 120 тысяч. Мы рассматриваем внутренний рынок, прежде всего это школьная форма и заказ для силовых ведомств. Уже решено, что шить для силовиков форму будет Брянская фабрика «Русич». Мы считаем, что это дискриминационное решение по отношению к другим игрокам рынка, но с другой стороны, не приступив к полноценному производству и не показав качество, мы не можем рассчитывать на конкуренцию. Нужно выходить на серийное производство. Для этого сейчас проводится целый ряд мероприятий» — отмечает Зиннуров.
Нехватку российского химического волокна почувствовала на себе Игнатовская суконная фабрика, производящая ткани, трикотажное полотно и рукава для химических производств. Раньше сырье поставлялось из Прибалтики, хотя такие производства в России есть, сейчас нужно наладить сотрудничество с отечественными производителями.
Покупать наше!
Пока же в легкой промышленности идет больше процесс переговоров, чем процесс поставок и производства, но пока, несмотря на снижение темпов производства, по словам Зиннурова, никаких колебаний или существующих проблем на рынке труда не видно. По его мнению, необходимо продолжать работу по законному ограничению закупок в других регионах и использованию продукции местного производства там, где это возможно. Так, например, поступили с закупкой мягкого инвентаря для бюджетной сферы области. Если включены бюджетные деньги, значит, и покупать должны наше, ульяновское. То же самое касается и строительства. Здесь задача на текущий год — сдать 920 тысяч квадратных метров жилья. Общий объем инвестиций — порядка миллиарда рублей. «Если мы производим в регионе цемент, кирпич, кровельные материалы, мягкую кровлю, наша задача в строительстве — максимально использовать потенциал наших предприятий», — считает Зиннуров.
Нелли Хачатрян
Авиагигант поможет новому образовательному проекту на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). К участию в деятельности технопарка привлечены также УКБП, «Аэрокомпозит-Ульяновск» и некоторые резиденты Ульяновского Наноцентра.
Оглашён список кандидатов на присвоение звания «Почётный гражданин Ульяновской области» в 2016 году. Всего в нём 19 человек, отобранных комиссией при губернаторе, мы особо выделили из него представителей фирм и компаний региона.
Получателем кредитных средств под льготный процент стал производитель автомобильных зеркал из города Димитровграда ООО «Призма». Предприятию было выдано порядка 17 миллионов рублей под 8,25% годовых.