Новая пенсионная реформа, которую предлагает правительству Минфин, шире просто пересмотра ставок сборов во внебюджетные фонды. Предлагается объявить социальные сборы налогами или по крайней мере единым платежом, отдать их сбор ФНС, а расходование — Минтруду, одновременно упразднив большую часть льгот по их уплате и унифицировав неустранимые, пишет «Ъ».
Как стало известно «Ъ», взгляд Минфина на пенсионную реформу, вызванную передачей администрирования страховых платежей ФНС и отсутствием средств в бюджете, шире идей об изменении ставок страховых взносов — он включает в себя масштабную перестройку системы их начисления, сбора и распределения. Минфин предлагает включить страховые платежи в Налоговый кодекс и распространить на них налоговое регулирование, включая возможности взыскания в бесспорном порядке, применения обеспечительных мер и контроля движения средств по счетам в банках, сообщили «Ъ» источники в правительстве, знакомые с инициативами ведомства (их обсуждали на совещаниях в Белом доме в последние две недели). Предложения же по ставкам платежей пока содержат только оценки их последствий для государственных финансов — ставка единого налога или сбора в 30% является лишь вариантом.
Формально ведомство в своей позиции ссылается на безвозмездность, безвозвратность и отсутствие персонификации уплаченных средств как на обоснование «налоговой природы» сборов в ПФР, ФОМС и ФСС.
Ведомство не разделяет эти платежи (в три разных по природе внебюджетных фонда) и не упоминает персонификации пенсионных накоплений (на индивидуальных счетах будущих пенсионеров) или целевого назначения средств ФОМС и ФСС (налоговые платежи составляют доходную часть бюджета и не имеют целевого назначения).
При этом фиксация «налоговой природы» страховых взносов позволит применять к их неплательщикам меры принуждения (штрафы), а плательщикам даст возможность досудебного урегулирования споров с ФНС и сократит их издержки из-за упрощения и объединения отчетности — использования одной формы отчетности вместо четырех, трех платежек вместо пяти и снижения числа проверок за счет унификации контроля и взыскания задолженности силами ФНС.
Концепция реформы в целом в предложении Минфина такова. Администрирование сборов ПФР, ФОМС и ФСС передается налоговой службе с установлением единого тарифа для всего населения и порядка расщепления платежа между внебюджетными фондами. Большая часть льгот и «потолок» зарплат, с которых взимается тариф, отменяются, а оставшиеся льготы унифицируются по ставке 10%. Регулированием доходов займется Минфин, а расходов (выплатой пенсий и оплатой медицинских услуг в рамках ОМС и «больничных») — Минтруд (сейчас на работу системы ОМС не влияющий). Пенсионные и иные «социальные» права населения предлагается зафиксировать на момент передачи администрирования на предельном уровне, ФСС при этом формально обещано сохранение нынешнего «страхового» принципа финансирования — но с фиксированной ставкой и прямой оплатой фондом «больничных» и «декретных».
Необходимость этого Минфин иллюстрирует несовершенством нынешней системы: у двух из трех фондов есть различные предельные зарплаты, с которых берутся взносы, у ФОМС такого «потолка» второй год нет. Работодатели платят за работников по разным тарифам из-за наличия как льгот, так и вредных и опасных производств. В итоге эффективную ставку взносов в ПФР (22% по закону) Минфин оценивает в 0-20%, в ФОМС при ставке 5,1% льготники платят от 0% до 4%, а в ФСС при ставке 2,9% — от 0% до 1,8%.
Для унифицированного тарифа финансовое ведомство рассматривает четыре варианта балансировки системы при различных ставках (от 27% до 30% со ступенькой в один процентный пункт). Реформа в первую очередь выгодна самим фондам. При снижении ставки основного тарифа до 27% их сборы вырастут на 60 млрд руб. за счет ликвидации льгот и улучшения администрирования, а при реформе с сохранением ставки в 30% допдоходы составят 440 млрд руб., увеличив общие сборы с нынешних 5,3 трлн руб. до 5,7 трлн руб. Очевидно, что дефицит бюджета подталкивает правительство к выбору последнего варианта, позволяющего почти вдвое сократить размер бюджетного трансферта соцфондам. Но последствия введения любой ставки проработаны Минфином с одинаковой детализацией: само ведомство, по крайней мере формально, пока называть предпочтительный вариант воздерживается.
Источник: «Ъ»
С 10 по 21 июля в Ульяновской области в спортивно-оздоровительном лагере «Садовка» пройдет VII Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего – 2018».
ООО «Ульяновскцентргазстрой» подало иск в Арбитражный суд области на «Ульяновскоблстройзаказчик» и выиграло дело.
Сбербанк и Google запустили бесплатную программу для микро- и малых предпринимателей, а также тех, кто только планирует открыть свое дело.