Вместе с проектом нового федерального бюджета правительство на прошлой неделе направило в Госдуму ещё один важный законопроект — о внесении ряда поправок в Налоговый кодекс. Сейчас документ находится на стадии предварительного рассмотрения.
И пояснительная записка, и финансово-экономическое обоснование не занимают в документе, поступившем в Госдуму, больше одной страницы. Конкретных цифр там всего три — об увеличении доходов бюджета в 2018, 2019 и 2020 годах вследствие принятия новых поправок. Другие аспекты, кажется, вовсе не учитываются сотрудниками Минфина, подготовившими законопроект. Кроме регулярного повышения акцизов, правительство включило в законопроект два важных аспекта, в очередной раз существенно меняющих систему налогообложения предпринимателей. Новые «правила игры» касаются порядка начисления страховых взносов и устанавливают инвестиционный налоговый вычет.
Страховые взносы и МРОТ
Главным объектом преобразований станут отчисления ИП в страховые фонды. Законопроект отвязывает их размер от МРОТ и устанавливает фиксированную сумму, которая будет ежегодно индексироваться по решению правительства. В случае принятия законопроекта с 2018 года для индивидуальных предпринимателей, зарабатывающих до 300 тысяч рублей, эта сумма составит 32,4 тысячи рублей (ПФР + ФОМС), а для тех, чей доход превысит это значение, начисляется дополнительный 1% от суммы превышения. Далее она будет ежегодно увеличиваться на процент, привязанный к размеру предельной базы для начисления страховых взносов. По данным за последние годы её рост значительно превышает рост инфляции — в будущем году, например, она увеличится сразу на 16% — этот процент уже учтён в фиксированной сумме. Изменения, которые вносит правительство, это уловка для обеспечения гранд-идеи социального государства — сравнять МРОТ и прожиточный минимум.
Напомним, что окончательно решить этот казус в правительстве рассчитывают в 2019 году и даже разработали специальный законопроект для этих целей. Именно привязка страховых отчислений к МРОТ до этого являлась главным аргументом противников такого повышения. Действительно, в случае, если бы в правительстве решили игнорировать эту связь, то уже с 1 января следующего года отчисления взлетели бы почти на 30%. Но такой «костыль» всё равно не решает проблему — причина бедности в РФ, большой разницы между зарплатами и ценами лежит далеко за пределами плоскости налогообложения.
Инвестиционный налоговый вычет дадут не всем
Или, в народе, «инвестиционная льгота», возвращается в законодательство России. Принцип действия вычета сразу понятен из названия — он позволяет уменьшить размер налога на прибыль соразмерно отчислениям предприятия на вложения в основной капитал. Для федеральной (3%) и региональной (17%) долей налога вычет будет применяться по-разному. Согласно тексту законопроекта, организация вправе получить налоговый вычет на федеральную долю налога в размере 10% от расходов на амортизационную деятельность — т. е. всего, что касается приобретения, сооружения, изготовления и доставки средств производства. Примечательно, если эта доля от амортизационных отчислений не имеет ограничений по применению в качестве вычета — то есть сумма федерального налога в результате может быть уменьшена до нуля.
Для регионов действует другое правило: здесь в качестве предельного размера вычета выступают оставшиеся 90% амортизационных отчислений, однако он не может быть выше, чем разница между общей суммой налога и налога, рассчитанного по ставке 5%. Таким образом, регионам удастся сохранить за собой большую часть суммы. Разумеется, правом на новый вычет смогут воспользоваться далеко не все организации. Не повезло участникам региональных инвестпроектов, резидентам особых/свободных экономических зон, «сколковцам», владивостокцам, а также иностранцам и ведущим добычу углеводородов на морском шельфе — впрочем, у них достаточно и индивидуальных льгот.
Сами по себе меры — новый удар по малому бизнесу. Ориентация на «социальные обязательства» в толковании чиновников РФ приведёт, без сомнений, к новой волне ухода ИП в серую зону. Дополнительным стимулом для этого станет именно размер повышения взносов, который, по ожиданиям предпринимателей, не должен был превысить уровень инфляции — иначе зачем ещё бизнесу терпеть её замедление ЦБ и все сопутствующие этому неудобства?
Может ошибочно показаться, что инвестиционная льгота здесь станет компенсацией для предпринимателей, и общая налоговая нагрузка не возрастет. Однако для малого бизнеса новая мера совершенно неактуальна — на капитальные вложения средства есть только у средних и крупных предприятий. Так что можно только поздравить господина Калинина, председателя «Опоры России» (как бы должна защищать интересы малого бизнеса), с одобрения которого и была согласована эта реформа, с почетным подтверждением статуса «своего человека». Можно и дальше рационально критиковать действия правительства, предполагая, что оно с их помощью стремится все-таки обеспечить общественное благо — но, увы, это очень далеко от истины. Вопрос остается всего один: чего реально чиновники хотят достичь с помощью законопроекта?
ЦБ и банки. Новые проблемы у ИП
Летом этого года Центральный банк решил облегчить коммерческим банкам проверку добросовестности клиентов. Помощь заключается в незамысловатой мере — собрать со всех кредитных организаций информацию о компаниях и физлицам, чьи операции дают основание подозревать их в отмывании денег и финансировании терроризма (115-ФЗ), и объединить её в единую базу. Эта база получила название «черный список» отказников. С июня ЦБ начал её рассылку по участникам рынка.
Попасть в этот список проще некуда — исполнительные банковские клерки (или отлаженная добрым штатным сотрудником программа) запихнут бизнес туда по следующим признакам: запутанный или неясный характер сделки, обмен валюты в значительном количестве (!), регулярные зачисления сумм от третьих лиц, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности (!), работа с «подозрительными» контрагентами и иные признаки.
И если даже докажете, что с вами/вашим ИП/фирмой всё в порядке, и счёт разблокируют, это совсем не означает, что кто-то озадачится убрать вас из «черного списка». А это значит, при обращении в новый банк теперь начнутся приключения. Как они уже начались у 500 тысяч компаний и ИП с начала года. Лавинообразный поток жалоб затопил почту бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова.
Борис Титов
Кроме того, как сообщает портал агентства правовой и судебной информации, Титов констатировал увеличение количества предпринимателей — фигурантов дел по экономическим преступлениям. Главные претензии выдвигаются по избранию меры пресечения — чаще всего это именно арест и содержание в СИЗО, на более гуманные ограничения приходится всего 0,1% случаев. Хотя существует специальный законопроект, несколько улучшающий положение бизнесменов, большинство судов РФ предпочитает игнорировать его предписания.
Об этом сообщили на деловой части форума «Россия — спортивная держава» во время сессия для предпринимателей по вопросам участия в закупках отдельных юрлиц по 223-ФЗ.
Для УМУП Сергея Савельева разрабатывают проект проведения работ по оценке месторождений полезных ископаемых согласно лицензии УЛН 80265 ВЭ водозабора села Лаишевка.
Выступление президента на пленарном заседании «Физическая культура и спорт: новые задачи развития» VII Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава».