Обо всех деталях проекта корреспонденту ulbusiness.ru подробно рассказал владелец головной фирмы Heliports of Russia и генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость» Александр Хрусталёв.
15 сентября в Ульяновске рядом с Александровским парком открылся проект московской компании Heliports of Russia — Heliport Ulyanovsk. Начало было положено в 2014 году, когда на выставке HeliRussia между регионом и компанией Heliport Moscow было подписано инвестиционное соглашение, которое предусматривало строительство на родине Ленина нового мультиформатного вертолетного центра площадью более девяти гектаров в районе Александровского парка. Проект предусматривал парковки, гостиницу для пилотов и обучающий центр, аэроклуб, центр техобслуживания вертолетной техники, магазин. Инвестиции — 100 миллионов рублей. Статус — особо значимый проект Ульяновской области. Вертолёты – американские лёгкие Robinson R44 и Robinson R66.
Это уникальный, не имеющий аналогов проект всероссийского масштаба по созданию крупнейшей сети вертолётных комплексов. Его основной задачей является развитие принципиально новой бизнес-модели транспортной сети, которая свяжет города Московской области и всей страны, а также откроет широкие возможности для малой авиации. Ныне в Heliports of Russia всего порядка 300 вертолётов разных марок. Бизнес развивает Александр Хрусталев, генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость», работающей на рынке недвижимости 16 лет. Направления деятельности: строительство, девелопмент, проектирование, инвестиции в гостиничный бизнес. Доля «НДВ-Недвижимость» составляет около 30% от общего объёма продаж в строящихся домах Москвы.
— Александр, вы довольны проектом Heliport Ulyanovsk, учитывая, что подобные уже работают в Подмосковье?
— Да, доволен, потому что он первый наш в ПФО. Тут расположены авиационный учебный центр по обслуживанию вертолётов Robinson, потом будут и другие марки. Есть заправочный комплекс на базе автомобиля УАЗ. Есть точка ночного старта. Сделана зона отдыха, на втором этаже комплекса гостиница для пилотов. Создано 15 рабочих мест, пилоты, инженеры, техники, будет — 40. Сейчас здесь уже есть два курсанта, через месяц прибудет из Москвы первый вертолёт Robinson R66 на постоянное базирование вместе с пилотом. Его купил ваш ульяновский бизнесмен, занимающийся агробизнесом. Машину собирают в Москве, потому что вертолёты мы привозим в Россию в разобранном состоянии. К лету 2017 году в Ульяновске должно появиться ещё 5-7 машин, возможно, привезём и Еurocopter. Через два году тут должны работать по нашим оценкам 10 вертолётов минимум. Это и продажа, и базирование. Ульяновск — хорошее место, квартал тут развивается, строятся дома, магазины, рядом автотрасса, центральный аэропорт. Особенность Heliport Ulyanovsk в том, что тут также будет развиваться санитарная авиация, лесопатрулирование. Вертолёт Ми-8 для патрулирования лесов тратит 800 литров горючего в час, американский лёгкий Robinson — 50 литров в час.
— Однако вы бизнесмен, вам и вашей компании нужно зарабатывать. Как будет осуществляться взаимодействие с госорганами, теми же минсельхозом или минздравом?
— На коммерческой основе. В бюджет соответствующих госорганизаций закладываются определённые средства, на то же лесопатрулирование, например. Эти средства и будут осваиваться. Нет, так нет. Никакой манны небесной в виде заказов от властных структур ждать не будем. Бизнес есть бизнес. Всё-таки основные наши источники дохода это продажа вертолётов, обучение, заправка, сервисное обслуживание, магазины одежды и атрибутики.
— Где берете кадры?
— Наши пилоты учились, например, в Саратовском высшем военном училище летчиков и в Сызранском высшем военном авиационном училище. У них есть налёты по 5-7 тысяч часов. Пилоты проходят обучение во Франции и в США. Надеемся и на выпускников Ульяновского института гражданской авиации имени Бугаева.
— Вы сказали, что два курсанта на днях начнут обучение. Сколько оно стоит?
— Полный курс из 200 часов теории и 44 часов полётов стоит в Ульяновске 1 миллион 400 тысяч рублей.
— Цена 1 часа полёта?
— На Robinson R44 — порядка 33 тысяч рублей. За час можно пролететь 200 километров. На Еurocopter час полёта стоит от 70 тысяч рублей, здесь пока их нет.
— Говорят, в Ульяновске от вашего проекта вертолёты не летают больше года. Почему?
— Да, это так. Мы полетали тут месяца два. Причина отказа — базирование наших вертолётов в центральном аэропорту, где свои правила, регламенты и порядки. Мы там были не у себя дома, никакой нормальной работы… Сейчас мы у себя дома, всё в порядке.
— Цена одного вертолёта Robinson R44?
— Порядка 650 тысяч долларов. Robinson R66 — модель новее, больше, порядка 1,5 миллионов долларов. У нас есть также машины Еurocopter за 3,6 — 3,7 миллионов евро.
— Все ваши машины из-за границы. А есть ли в России конкурентоспособная техника для проекта?
— Вообще нет, не существует.
— Объем инвестиций в ульяновский проект?
— 300 миллионов рублей. Будем вкладывать больше. Первоначальная задача была «растолкать» этот центр в Ульяновске в условиях кризиса. Мы задержались тут с открытием дела примерно на 1 год, увы… Тем более, что мы строим центры в регионах на средства компании «НДВ-груп», не берем кредитов. Мы самодостаточны, диверсифицируем бизнес, и даже в кризис не чувствуем особых проблем с финансами.
По словам Хрусталева, в ближайшие два года компания планирует открыть представительства в Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Крыму и Магадане. Есть планы на Астрахань, Тюмень, Калугу, Самару, Новосибирск, Брянск и Екатеринбург.
— Срок окупаемости Heliport Ulyanovsk?
— 10 лет. Сегодня это много. Но, знаете, аналогичный центр в Краснодаре окупился за пять. Начинали мы там с одного вертолёта, сейчас их 24. В Ульяновске есть потенциал для более быстрой окупаемости, город развивается, строится, это авиационный город. Ожидаем со временем появления здесь вертолётного комьюнити, единомышленников, любителей этих машин, вертолётного спорта и прочего.
— Как насчет выхода на положительную рентабельность?
— На это мы пока не смотрим. Нам она ясна в нашем девелоперском и строительном бизнесе «НДВ», а вот вертолётные центры… Важна российская экономика, её развитие, «голосование» бизнеса рублём за наши вертолёты и услуги. А если будет трудно, то даже состоятельные люди, на кого и рассчитан Heliports of Russia, предпочтут автомобили.
— Ваша компания недавно занялась и коммерческими перевозками?
— Да, мы создали авиакомпанию «Хелипорт-М», получили лицензию Росавиации и сертификат эксплуатанта. Будет билеты, багажные бирки, всё, как положено. Любой человек может с легкостью купить билет на вертолет и за короткое время, с комфортом долететь в любую точку нашей страны и приземлиться в удобном для него месте. 350-400 коммерческих часов частных полётов в год достаточно для того, чтобы Heliport Ulyanovsk окупался.
— Планируете ли вы рекламную компанию по продвижению проекта Heliports of Russia, в том числе и в Ульяновске?
— Обязательно. Только после выборов, потому что сейчас все билборды выкуплены и заняты политиками и партиями. После 18 сентября, ждите! Я разговаривал с коллегами из Leroy Merlin, у них похожая ситуация.
— Несколько слов о проекте вертолёта на электродвигателе, это реально?
— Работы идут, но они, скорее, на стадии технологий, чем на стадии создания прототипа. В 2017 году, возможно, покажем первый макет. Прототип — в 2018-м. Однако уверяю, что когда вы его увидите в окончательной версии, вы даже не поймёте, что это электровертолёт. Меня в этом проекте больше волнуют не дальность, скорость и потребление горючего, а безопасность, возможность приводнения, возможность использования парашютов. Чтобы я летел со своей женой, и, если откажет двигатель, мы сели и остались живы. 24% эксцессов с вертолётами — провода. Как с этим быть? Вот я над чем думаю. Ответы найдены, дело за будущим. Это крутая история, как у Илона Маска, с которым я познакомился ещё году в 2009-м в США на одной конференции. Мне говорили тогда про него, что он сумасшедший с какими-то ракетами. Ну, а я такой же, только с вертолётами.
Андрей Белов
Наша справка:
Robinson R44 — лёгкий многоцелевой четырёхместный коммерческий пассажирский вертолёт производства компании Robinson Helicopter (США). Был разработан в 1980-е годы. Эксплуатируется с 1992 года. Экипаж: 1+3 человека. Максимальная скорость — 240 км/час. Дальность полета: 650 км. Длительность полета: 3,5 часа. Рабочая высота: 1500 метра. Максимальная высота: 4250 метров. Топливо: бензин. Длина фюзеляжа: 9,06 метра.
Robinson R66 — лёгкий многоцелевой пятиместный коммерческий пассажирский вертолёт. Разработан в 2000-е годы. Эксплуатируется с 2011 года (в России — с 2013 года). Первый газотурбинный вертолёт компании Robinson Helicopter. R66 является первой моделью фирмы с грузовым отсеком. Максимальная скорость — 259 км/час. Дальность полета: 601 км. Максимальная высота: 4267 метров. Длина фюзеляжа: 11 метров. Расход топлива: 87 литров бензина в час.
На заседании правительства региона рассмотрели изменения в закон Ульяновской области № 13-ЗО в части установления налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей упрощённой системы налогообложения на все виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению.
Арбитражный суд Ульяновской области рассмотрел дела по заявлению ООО «Торгсервис 63» (сеть «Светофор») на якобы незаконные действия местного управления Роспотребнадзора по Ульяновской области по защите покупателей.
Депутаты заксобрания Ульяновской области подготовили законопроект, запрещающий продажу алкоголя в торговых точках, расположенных во дворах многоквартирных домов.