Об этом, а также об импортозамещении, низких зарплатах IT-специалистов и высокой стоимости российского ПО, в своей большой статье детально рассказал руководитель службы информационного обеспечения Агентства по развитию сельских территорий региона Олег Маркелов.
«Основываясь на приказе №96 от 01.04.2015 Минкомсвязи России «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения», а в последствии и постановлении правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сотрудники IT-службы с 2016 года в своей организации и сопровождаемом министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области провели работу по замещению уже неподдерживаемой на тот момент зарубежной операционной системы Windows XP, а также офисного пакета Microsoft Office 2003-2007.
К апрелю 2017 года в Министерстве из 140 рабочих компьютеров 59 (42%) уже имели установленную российскую операционную систему Astra Linux и распространяемый вместе с этой ОС офисный пакет LibreOffice. Предварительно IT-служба опробовала шесть разновидностей Linux-систем, входящих в реестр российского ПО (Alt Linux, РОСА и др.), но в итоге предпочтение отдали «Астре».
Причиной выбора этой операционной системы послужило то, что все компьютеры, независимо от их срока службы и изношенности, хорошо работали с Astra Linux, кроме того, на все имеющееся периферийное оборудование мы спокойно нашли драйверы, то есть у нас не было проблем ни с принтерами, ни с каким-либо другим оборудованием, что, к сожалению, отмечалось при работе с другими операционными системами в нашей локальной сети и на нашем «железе». Также на наш выбор повлияло качество техподдержки: реакция на возникающие вопросы была почти мгновенной.
К концу 2017 года показатель импортозамещения в министерстве мог бы быть выше 42%, если бы не следующие причины.
Мы разделили их на внутренние и на внешние. К внутренним причинам можно отнести:
1. Недостаточность финансирования работ, связанных не только с заменой ПО, но и с заменой старого компьютерного оборудования.
Нередки случаи, когда государственный или муниципальный орган не имеет у себя отдельной статьи расходов на информатизацию. Свои затраты по данному направлению он вынужден распределять среди других мероприятий, а с учётом недофинансирования, в первую очередь, средства расходуются на основные мероприятия. Как вывод – на информатизацию практически ничего не остаётся.
В тоже время существуют организации, в задачи которых входит контроль и анализ состояния информатизации в регионе, но у них нет полномочий по финансовому или материальному обеспечению, необходимым оборудованием или программными средствами других органов государственной и муниципальной власти.
2. Отсутствие собственных средств обработки и хранения информации. В настоящее время почти вся информация, которую обрабатывают сотрудники, хранится в виде отдельных файлов (Word, Excel), причём возможности контролировать её целостность нет, так как она у каждого сотрудника на своём компьютере.
Существуют файлы, имеющие взаимосвязь с другими файлами за счёт определенных программных возможностей, которые отсутствуют пока ещё у аналогичного отечественного программного обеспечения. Данную проблему IT-служба решила собственными разработками информационных систем на базе платформы «1С:Предприятие 8», что не только решило многие проблемы с обработкой информации, но и обеспечило должную безопасность обрабатываемых данных.
Так, за два года собственными силами без привлечения каких-либо финансовых средств были разработаны системы «1С:Лицензирование алкогольной продукции», «1С:Декларирование», «1С:Мониторинг цен» и другие. IT-служба объединила 22 однотипные информационные системы, используемые в подведомственных учреждениях, с двумя аналогичными, которые используются в министерстве. Так удалось не только облегчить администрирование безопасности персональных данных, но и снизить бюджетные расходы на сопровождение и обновление данных программных продуктов в 22 раза.
К внешним причинам, влияющим на процесс импортозамещения, можно отнести:
1. Неготовность многих интернет-ресурсов (сайты gosuslugi.ru, Торги, Закупки) к совместной работе с программным обеспечением «Крипто-Про» в операционных системах Linux, хотя для реализации данной возможности было достаточно времени.
2. Отсутствие поддержки работы с плагинами большинства современных браузеров. Данная проблема сказывается на невозможности использования электронной подписи (ЭП) средствами «Крипто-Про».
3. Наличие программных продуктов, обязательных к использованию в госорганах, но работающих только в операционных системах Windows. Это, в частности, «АЦК-финансы» для главных распорядителей бюджетных средств, «АЦК-Планирование», Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), Jinn Client, TLSClient и «Континент-АП» – для электронного бюджета. Даже новая программа Управления федерального казначейства (УФК) для генерации запроса сертификата ЭП работает только в операционной системе Windows.
4. В настоящее время наряду с теми, кто пытается как-то реализовать переход на отечественное программное обеспечение, существуют и те, кто продолжает обосновывать приобретение зарубежного программного обеспечения. Многие продолжают покупать компьютерное оборудование с предустановленной операционной системой, что с нашей точки зрения является нарушением закона о конкуренции при осуществлении закупок в государственном секторе. Ведь не все частные организации могут торговать программным обеспечением и средствами защиты совместно с компьютерами и их комплектующими. Такая ситуация приводит к увеличению стоимости отечественного программного обеспечения и снижению его темпов развития.
5. Стоимость отечественного программного обеспечения и компьютерного оборудования нередко выше, чем зарубежного, хотя ожидалось, что отечественные программные продукты должны быть дешевле.
Так, например, сертифицированная Astra Linux (Astra Linux Special Edition) стоит на 5 тысяч рублей дороже, чем сертифицированная Windows 7. Отечественный офисный продукт «МойОфис» имеет как собственные программы-клиенты, так и веб-приложения, но по качеству и функциональности, с нашей точки зрения, он не превосходит бесплатный LibreOffice. Мало кто в данный момент будет у себя дома удалять зарубежное программное обеспечение и ставить «сырое» отечественное, а значит, логично, что усилия разработчиков должны быть направлены на государственный сектор.
По мнению наших специалистов, разработчики должны учитывать тот процент компьютерного оборудования, на котором всё должно работать именно сейчас, но с прогнозом в недалекое будущее. Возникали ситуации, когда представители компаний-разработчиков программного оборудования показывали, как их приложения работают на планшете. Но они, возможно, не учитывают, что большинство государственных служащих планшетом не пользуются, за исключением руководящего состава, и, думаю, в ближайшие лет пять как минимум 90% будут работать за теми же персональными компьютерами, что и сейчас, а значит, им нужны приложения именно для такой компьютерной техники.
6. Некоторые утвержденные распоряжения и планы в вопросах информационной безопасности и импортозамещения имеют рекомендательный характер, а значит, могут не выполняться, что также зачастую играет хоть и незначительную, но все же заметную роль в процессе развития отечественной IT-инфраструктуры.
7. Низкая зарплата сотрудников IT-отделов в органах государственной власти по сравнению со средней по региону. Сотрудник информационного отдела IT-службы получает около 18-20 тысяч рублей в месяц при средней зарплате IT-специалиста по Ульяновской области около 46 тысяч. При этом сотруднику госучреждения приходится выполнять работы за пределами должностных обязанностей, зачастую даже не свойственные его образованию. Хороший IT-специалист из госсектора уйдёт в частный сектор или будет подрабатывать в ущерб основной работе.
8. Важный аспект проблемы импортозамещения заключается в том, что им сегодня занимаются только энтузиасты.
В планах, поставленных сотрудниками IT-отдела на 2018 год, планируется перевод в министерстве до 70% компьютеров на отечественное программное обеспечение, а также доработка информационной системы «1С: Реестр охотничьих билетов» дополнительным функционалом. Также планируется реализовать механизм синхронизации данной информационной системы с сайтом «Госуслуги» для облегчения работы сотрудников и ускорения обработки поданных заявлений и выдачи документов».
Они, согласно данным минстроя области, должны начать работу в этом году. В дополнение к уже имеющимся в районе меловым, цементным, щебневым и строительным предприятиям.
Глава региона высказался на тему того, чтобы предприниматели в обязательном порядке вступали в ряды РСПП, «Опоры России» и других бизнес-сообществ.
Это распиаренный в декабре 2018 года губернатором Сергеем Морозовым, но весьма проблемный объект в Барыше, который строится уже пять лет.