Третий международный авиатранспортный форум (МАТФ) прошел с 14 по 16 августа в 29-ом корпусе «Авиастар-СП». Портал «Улбизнес.ру» поговорил с экспертами, которые высказали противоположные мнения об организации МАТФ-2014. Свои точки зрения представили главный редактор российского информационно-аналитического агентства Олег Пантелеев и корреспондент федерального издания «Коммерсант» Сергей Титов.
Как следует из отчета первого заместителя губернатора Вильдана Зиннурова, сделанного на аппаратном совещании в понедельник, «крупнейшее деловое авиационное событие Российской Федерации» было довольно представительным и прошло успешно. В рамках МАТФ организованы международный авиационный конгресс, который посетило около 1,9 тысяч делегатов, в том числе, 37 иностранных делегаций из 10 стран мира (Германии, Франции, Великобритании, Мальты, Китая, Японии, Швейцарии, Австрии, Украины, Казахстана); прошла международная выставка «Инновации в авиации», ее участниками стали более 40 предприятий, работающие в сфере авиационного бизнеса; состоялись второй всероссийский форум авиации общего назначения «Небо без границ», третий международный форум «Я авиатор!», первый всероссийский конкурс «ТОП-100 лучших инженеров России», авиасалон и авиашоу.
Вместе с тем, многие участники форума отметили, что на третьем форуме не было первых лиц: федеральных министров и авиационных властей. Если на форум в 2011 году приехали президент ОАК Михаил Погосян, второй в 2012 году посетили министр транспорта РФ Максим Соколов и полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, то в этот раз на МАТФ были только заместители и помощники. Явно меньше было и иностранных специалистов, об этом можно судить по отсутствию синхронного перевода.
Олег Пантелеев, главный редактор агентства «Авиапорт» (агентство является одним из партнеров МАТФ-2014) считает, что отсутствие VIP-персон не так важно для авиафорума. По его мнению, ценность последнего форума в том, что от деклараций он перешел к обсуждению прикладных вопросов.
- Мероприятие уже ушло из плоскости громких политических заявлений и поверхностного декларирования тех или иных приоритетов или целей. Важнее то, что прикладные мероприятия, посвященные развитию кооперации, поставщиков, прошли с очень хорошей наполняемостью. И понятно, что дискуссия между специалистами в узких отраслях и узких прикладных вопросах, в общем-то, не требует обязательного присутствия первых лиц. Кроме того, мы же знаем, что сейчас буквально в каждодневном режиме проходит достаточно большое количество совещаний относительно того, как реализовывать планы по импортозамещению. Дискутируется вопрос о парировании санкций, о каких-то ответных мерах. Все это, к сожалению, требует постоянного участия первых лиц компаний в правительственных мероприятиях.
Что касается синхронного перевода, было принято решение, что специалистов иностранных ожидается не так уж и много, причем многие из них так или иначе владеют русским языком, поэтому можно было организовать индивидуальный перевод силами специалистов международных делегаций, которые прибывали на форум. Эта проблема была решена. Но с сожалением констатировать сокращение междунароного участия все-таки приходится. Мы понимаем, что есть ряд объективных факторов, каждый из которых внес свой вклад в сокращение международного участия. Сейчас внешнеполитическая обстановка явно не благоприятствует тому, чтобы количество международных участников было большим. Ну и, кроме того, к сожалению, совпало так, что примерно в те же дни в Жуковском проходил форум «Технологии в машиностроении», значительная часть делегатов пересекалась между двумя мероприятиями. В любом случае мы надеемся, что через два года ситуация международная стабилизируется, и мы вернемся к развитию международных взаимоотношений кооперации, и это в свою очередь приведет к тому, что на площадке снова потребуется синхронный перевод.
Корреспондент издания «Коммерсант» Сергей Титов, напротив, считает, что последний МАТФ по сравнению с предыдущими сильно проигрывал. Одна из причин — смена организатора (первые два форума проводили московские организаторы Евгений Аронзон и консалтинговая компания Infomost, а третий форум доверили ульяновским ООО «Авиа арт» и АНО «Центр кластерного развития Ульяновской области»).
- Считаю, что форум был подготовлен плохо. Может быть, экономили бюджетные средства, но, думаю, одной из причин стало то, что взяли непрофессиональную команду организаторов. Такие мощные мероприятия, с международным статусом, не имеют права быть хуже, чем предыдущие. Они имеют право быть хотя бы не хуже, чем раньше, или на голову выше. Тогда возможно развитие.
Первый МАТФ был пробный, и можно сказать, что он не сорвался, хотя тогда главная цель была все-таки – пиар своего рода для Ульяновской области. Второй уже был довольно-таки основательным, интересным. Те конференции и секции, на которые я сумел попасть, для меня были полезными. Организаторы вели сайт, выкладывали туда новости, информацию по проходившим конференциям и дискуссиям, аудиозаписи. Если кто-то не попал на ту или иную конференцию, то мог потом послушать. В этот раз, перед тем, как идти на третий форум, я хотел зайти на сайт, чтобы посмотреть, что было на предыдущих. Но на сайте ничего нет. Все убито. По неофициальным данным, прежняя компания организатор, с которой на этот раз не заключили договор, все удалила.
Третий форум был хуже оформлен, хуже организован и, на мой взгляд, было меньше гостей, меньше представительность из разных стран и на порядок меньше представительность випов, что, наверное, является знаковым – стала ниже его статусность. От этого очень грустно, потому что авиафорум необходим. Это площадка, где встречаются одновременно и самолетостроители, и эксплуатационщики, и представители властей. У каждого свои интересы, и здесь они могут найти точки соприкосновения, пути решения, которые затем выводить на правительство, чтобы оно уже дальше действовало. Но этого не происходит.
К следующему форуму должна быть проведена огромнейшая работа. Нужно сделать так, чтобы постоянно работал сайт. Форум должен быть не просто мероприятием, он должен быть постоянно действующим. В промежутке между форумами сайт должен оставаться дискуссионной площадкой.
Заниматься организацией должны профессионалы, которые понимают, что такое авиация, самолетостроение. Авиация – это целый мир, который живет по своим правилам, очень жестким, четким. И когда люди этого не понимают, они не могут правильно организовать, не понимают приоритетов. Из-за этого и аваишоу было плохо организовано. Когда приглашенным представителям малой авиации сказали, что мы вам можем только компенсировать топливо в сумме не более 10 тысяч рублей (а специализированный бензин стоит в несколько раз дороже), те просто отказали. И надо было все сделать для того, чтобы Ил-76, Ту-204 и «Руслан» пролетели. Полет «Руслана» на всех авиашоу был заключительным мощным аккордом. Народ всегда шел на это. Не только на истребители «Русь» и высший пилотаж, всем хотелось увидеть в воздухе гиганта. Поэтому половина того, что можно было добиться этим авиашоу, потеряна.
Любовь Чиликова
Регулярные известия о возможном введении новых налогов для предпринимателей, в том числе с продаж, на имущество и увеличение налога на прибыль для отдельных видов деятельности, взволновала бизнесменов.
Компания «Башнефть» достигла соглашения о приобретении сети автозаправочных станций (АЗС) под торговой маркой «ОПТАН», включающей 92 АЗС и 11 земельных участков в 12 регионах России.
Широкие проспекты, хорошие дороги. Нижний Новгород встречает нас отсутствием дорожных заторов и прекрасной погодой. Но при этом поток автомобилей движется со средней и не превышающей максимально-допустимую в городе скоростью, не больше 80 км/час.
Водитель поясняет нам, что спешка для нижегородцев теперь чревата сюрпризом в виде штрафа. Поэтому водить, по его словам, стали внимательнее и аккуратнее.