Мы завершаем вчерашний разговор о киосках и павильонах с Натальей Абрамовской, председателем отделения общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства».
Напомним, редакция ulbusiness.ru не намерена в данном случае занимать как позицию киоскеров и МСП, так и позицию тех, кто готов уничтожить киоски и павильоны. Мы просто даем слово одной из сторон.
— Вчера вы называли несколько проблем с нестационарными торговыми объектам (НТО). А есть какие-то успехи у киоскеров?
— Мы три года «воевали» на разных уровнях, нашли компромисс, добились того, чтобы срок аренды земли для НТО был установлен в 10 лет. При таком сроке можно смелее смотреть в будущее, строить планы, менять в лучшую сторону облик киоска и павильона, вкладывать в него деньги, зная, что через год тебя не лишат права аренды земельного участка. Правда, согласно новым поправкам в Земельный кодекс, о которых мы говорили, действует схема размещения НТО, а не аренда… Но, мы активно сотрудничаем с комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации Ульяновска, будем искать решение проблемы.
— Кстати, сколько стоит павильон?
— Метров на 30 квадратных, еще до подорожания и роста курса валют, 400 тысяч рублей. Поэтому нам и важен срок аренды в 10 лет, чтобы, потратив огромные для малого бизнеса средства на павильон, мы были уверены, что деньги в него вложены надолго и не зря.
— В последнее время много говорится о поддержке МСБ, льготах, поддержке бизнеса государством. Вы это ощущаете?
— Есть всякие преференции малому и среднему бизнесу, налоговые каникулы, и прочее. Но! У тех, кто занимается НТО, ничего такого нет в поддержку. Вот 7 апреля в Москве президент Владимир Путин провел Госсовет по развитию малого и среднего предпринимательства. Пункт о нестационарной торговле — мимо. Ладно, не беда. Только оставьте нас в покое.
— Тогда еще вопрос об отношениях с властью. Помню, в 2013 году было бурное обсуждение инвентаризации всех киосков, говорили о разработке концепции развития мелкой торговли. Воз и ныне там?
— Инвентаризация прошла, на ее основании сделали схему размещения НТО, утвержденную постановлением Сергея Панчина. Концепция — умерла, даже поминок по ней не было. Зачем было придумывать велосипед? Есть законы, СанПиНы. Кому была нужна бумажка с концепцией? Только мэрии. Мало того, как мы говорили, с 1 марта 2015 года действуют поправки в Земельный кодекс. Они уничтожили бы всю ту концепцию все равно.
— В том же году администрация Ульяновска предлагала проекты объектов малой торговли, как в будущем должны были выглядеть киоски…
— Да не нужно это было никому! Да и незаконно, УФАС бы не пропустило все это.
— То есть, просто шла отработка какой-то повестки и темы «на публику», которая нужна была властям города?
— Именно. И ничего более. Чиновники в течение двух недель вместе с нами рьяно «разбирались» в теме, делали отчеты губернатору Морозову, после чего все утихло, как и не было.
— Это весь тот страшный шум, уведомления о закрытии киосков в связи с окончанием срока аренды территории, фраза Марины Беспаловой «У киосков нет будущего»?
— Да. Марина Павловна еще говорила тогда, что ни одного киоска через два года, то есть в 2015 году в Ульяновске не останется. Еще однажды она сказала, что знает, «кто является владельцами киосков — бандиты». Иногда она некорректно высказывается, бывает. Но будет ли к нам нормальное отношение общества, если глава города говорила такое?
— Вернемся к больной теме с пивом и сигаретами, потому что я еще не всё у вас выяснил. Если почитать прессу, посмотреть комментарии на городских сайтах, послушать мнение общественности, складывается впечатление, что киоски — исчадие ада, несущее гибель здоровью нации, и возвращать пенное и табак в ваши руки нельзя. Какое отношение к этому в среде самих киоскеров?
— Согласно нашим данным, до 2013 года примерно 60% всего произведенного в России пива продавалось через нестационарные торговые объекты. Представляете, какие это были деньги? Миллиарды рублей.
— Для вас?
— Нет, давайте зайдем с другой стороны. Представляете, какие это были деньги для сетей? Потерянные ими деньги, вот в каком смысле, понимаете? Федеральный закон №171-ФЗ сети и пролоббировали, чтобы у НТО отобрать колоссальный кусок в торговле пивом. Не обошлось без участия Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), куда входят «Ашан», «Лента», «Магнит», METRO, X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и другие. Это мое личное мнение. После этого пошли статьи в прессе, что мы спаиваем народ. Заказные или нет, я не знаю. А магазины типа «Градуса» оздоровляют ульяновцев что-ли? Или вот сеть челябинская пришла в город, называется «Красное & Белое». Они не спаивают народ? Они хорошие? Да, у них цены могут быть ниже, потому что это сетевые магазины, они работают напрямую с производителями, которые, кстати, платят сетям огромные бонусы за «вход».
— Как насчет того, что вы находитесь в шаговой доступности, на виду. Есть, точнее был, соблазн лишний раз купить у вас бутылочку или пачку сигарет?
— Во-первых, встречный вопрос. А сетевые магазины у нас не в шаговой доступности? Мы нужны людям! Были бы не нужны, значит, были бы нерентабельны, следовательно, киосков бы давно не было, как класса, умер бы этот бизнес своей смертью. Мы кость в горле для сетей. Во-вторых, законопослушный предприниматель, в нашем случае владелец киоска, занимается разрешенной законом деятельностью. Где написано, что каждый бизнесмен должен строить магазин размером с дом, а не киоск или павильон? Причем тут формат и размер?
— Вас критикуют за страшный вид ваших НТО… Как найти баланс между эстетикой и киосками?
— В большинстве случаев это воспоминания из 90-х, когда киоски были, как железные гробы. Самоварными мы их называли. Бизнесмены давно готовы идти на изменения, на возведение красивых современных павильонов, например, с входом, вентиляцией, освещением и прочим. Власти дали добро менять целевое назначение земельного участка, с киоска на павильон, и это тоже плюс и нам, и городу, и покупателям. Мы готовы вписывать свои НТО в архитектурный облик Ульяновска, не вопрос! Вот у нас центр города подчистили от киосков. Где летом тут можно купить бутылку холодной воды или лимонада? Возле ЦУМа, на Гончарова, на Ленина? Идите, дорогие мои, в супермаркеты.
— Еще одна критическая стрела в ваш адрес у меня есть. Якобы в киосках продают, точнее — продавали, пиво и табак несовершеннолетним по 24 часа в сутки 365 дней в году.
— У нас в организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» есть хорошие юристы. Знаете сколько судов мы выиграли по делам с несовершеннолетними (ПДН)? Почти все. Мы доказывали не раз, что были провокации и «подставы», когда полиция использует для этого несовершеннолетних, которые стоят у них же на учете. Обнаруживалось еще, что в протоколах записаны люди, которых не существует в природе. Да, были нерадивые сотрудники в киосках, нарушавшие правила торговли. Но кому охота отдавать 50 тысяч рублей штрафа за какую-то пачку сигарет? Поэтому наше мнение такое — почти все ПДН это «инициатива» нашей доблестной полиции. Для отчетов, протоколов. Мы, кстати, предлагали наказывать не только нас, но и тех несовершеннолетних, кто приходил покупать к нам пиво или сигареты, а также их родителей. Нет, не прошло. Предлагали увеличить до 21 года возраст тех, кому можно. Нет, не надо это никому. Лучше протоколы на предпринимателей составлять, причем сразу два — на продавца и на юрлицо.
Не нужно властям, полиции и обществу делать из нас врагов.
Андрей Белов
Фото: мэрия Ульяновска, ulpressa.ru.
В июне президент РФ Владимир Путин подписал закон о кадастровой оценке недвижимости. Согласно принятому закону, оценивать недвижимость для налогообложения теперь будут только государственные оценщики. Принятие закона объясняют тем, что раньше частные компании по разному оценивали одни и те же объекты. Оценку часто оспаривали в суде, так как она влияет на величину налога.
Одним из главных приглашенных гостей была заместитель Министра спорта и физической культуры Ульяновской области, Пряникова Наталья Геннадьевна, которая приняла участие в церемонии разрезания ленты.
На вопросы корреспондента нашего сайта о бизнесе, связанном с отдыхом на туристических базах Ульяновска, отвечала маркетолог базы отдыха «Лесная Быль» Анна Дмитриева.