С начала текущего года в России вступил в силу новый закон о госзакупках – ФЗ-44, призванный устранить основные недочеты своего предшественника. Последний за 8 лет своего существования привел к расцвету коррупции, мошенничества и всевозможных злоупотреблений.
Задачи федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — сделать закупки максимально эффективными и открытыми, усилить антикоррупционный контроль. В этой статье я рассмотрю некоторые, на мой взгляд, существенные изменения в процедуре закупок.
По новому закону у заказчиков становится намного больше обязанностей, особенно это касается планирования закупок, обоснования цены и приемки выполненных контрактов. Заказчик теперь несет ответственность не только за формальное соблюдение всех процедур, но и за конечный результат. Например, согласно ФЗ-94, размещение заказа начиналось с момента размещения информации на официальном сайте госзакупок и завершалось заключением госконтракта, а по новому закону завершение закупки происходит только после исполнения контракта. Причем на этапе приемки заказчик теперь обязан проводить экспертизу результатов, как своими силами, так и с привлечением экспертов или экспертные организации. Данное требование распространяется и на случаи закупок у единственного поставщика.
Более сложными и жесткими стали правила планирования. Введена обязанность заказчика формировать план закупок (как правило, на трехлетний период), план-график закупок (на каждый год), а также делать обоснование закупки (составляется для каждой закупки). По нормам закона, закупки, не предусмотренные документами планирования, не могут быть осуществлены.
Предусматривается необходимость обоснования не только начальной (максимальной) цены контракта, но и объекта закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели, требований к закупаемым товару, работе, услуге, способу определения поставщика (исполнителя, подрядчика), дополнительные требования к участникам закупки.
Способы определения поставщиков расширились до 10, причем конкурс стал одной из основных процедур (предусмотрено 6 видов конкурса). Новыми процедурами стали конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс.
В новом законе появились нормы антидемпингового характера. Например, при цене контракта более 15 млн. рублей при снижении цены контракта более чем на 25% от начальной цены участник обязан предоставить финансовое обеспечение, превышающее обеспечение исполнения контракта в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). При цене контракта менее 15 млн. рублей участник может предоставить вместо обеспечения информацию, подтверждающую добросовестность поставщика (требования к ней определены в законе).
При закупках НИОКР критерий наименьшей цены не будет являться самым решающим фактором, определяющим победителя, – и это еще одна из новаций контрактной системы.
По новому закону заказчик обязан устанавливать требование к обеспечению заявок. Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 % до 5 % НМЦК или, а если при проведении аукционов НМЦК не превышает 3 млн руб., то размер обеспечения заявки должен составлять 1 % НМЦК. Также теперь является обязательным установление заказчиком требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта для конкурентных способов закупок.
Особое внимание в контрактной системе уделено вопросам открытости и прозрачности закупок. Закреплена обязанность заказчика предоставлять широкий перечень информации для осуществления общественного контроля. Введение в действие Единой информационной системы (ЕИС), начиная с 2016 года даст возможность любому желающему получать информацию о государственном и муниципальном заказе (за исключением информации, составляющей государственную тайну).
Общественность получила новые полномочия в сфере контроля закупок. Если раньше граждане могли сообщать о нарушениях только в правоохранительные органы, то контрактная система наделяет общественные организации и объединения юридических лиц правом обращения в суд от своего имени при выявлении таких нарушений.
Нормы закона о контрактной системе закрепляют обязательность общественного обсуждения отдельных категорий закупок и устанавливают порядок проведения таких обсуждений.
Согласно новому закону, еще на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться об ее целесообразности и обсудить стартовую цену. Ранее общественное обсуждение было предусмотрено только для закупок, стоимость которых составляла более 1 млрд. рублей.
Общественные слушания по закупкам (в них может участвовать любой гражданин) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. По результатам слушаний возможны изменения в документах планирования закупок или полная отмена заказа. Не обсуждаются с общественностью только закупки с закрытой формой определения поставщика и закупки у единого поставщика, информация о котором составляет государственную тайну.
Ужесточены требования к участникам закупок (поставщикам, подрядчикам). Комиссия по закупкам обязана проверять участника на правомочность заключать контракт, на отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков. При этом за комиссией остается право проверять участников на соответствие и иным требованиям, например, на отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики, административного наказания в виде дисквалификации. Такие лица теперь не допускаются к участию в закупках. Но есть моменты, где новый закон более лоялен к участникам закупок, чем ФЗ-94. Например, согласно ФЗ-94 при подаче заявки на участие в конкурсе или аукционе предусмотрено исключительно денежное обеспечение, а по новому закону можно предоставлять на этом этапе банковскую гарантию.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что цели перед новым законом поставлены благие, но как это будет реализовано на практике, пока непонятно. На данный момент по функционированию контрактной системы остается много не разъясненных вопросов, пока нет наработанной практики, что вызывает затруднения как у заказчиков, так и у поставщиков и подрядчиков. Переходный период растягивается до 2017 года. За это время планируется принять до 60 подзаконных актов, которые должны привести сферу госзакупок в цивилизованный вид.
Там создаётся территория опережающего социально-экономического развития — ТОСЭР. Разбираемся с помощью презентации, что это и чем поможет моногороду.
Торжественная церемония открытия производства телескопических и кабинетных защит для станков состоится 6 октября в индустриальном парке «Заволжье» в 14.00.
В Новом городе возле ДК «Руслан» и на проспекте Ленинского Комсомола, 5 в тестовом режиме начали работу павильоны «Книга рядом». Что это такое нам рассказали бизнесмен Юрий Селезнёв и глава фонда «Ульяновск — культурная столица» Татьяна Ившина.