Как потратить 15 триллионов в никуда: анализ федерального бюджета 2016 года.
Правительство определилось с проектом бюджета 2016 года. На совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 7 октября были решены самые острые вопросы, затем бюджет отправили на антикоррупционную экспертизу и косметическую доработку. Не позднее 25 октября главный финансовый документ страны должен поступить в парламент и, скорее всего, будет принят без особых изменений — как это обычно и бывает. Чтение этого труда, объемом превышающего 2 тысячи страниц, — прекрасная возможность разобраться в том, что на самом деле происходит в современной России. В цифрах скрывается трагедия, по сравнению с которой последние фильмы Звягинцева или Хлебникова — не более чем трогательные лубочные сказки.
Что будет и что может быть
Начнем с макроэкономического прогноза, положенного в основу бюджета. Главный индикатор российской экономики, цена на нефть марки Brent, установлена на уровне 50 долларов за баррель. В бюджете 2015 года, напомним, фигурировала цифра в 100 долларов, хотя уже ко второму чтению в Госдуме нефть стоила всего 80 долларов за баррель. Так что на этом фоне нынешний прогноз выглядит куда реалистичнее. С другой стороны, уверенности в том, что нефть в будущем или уже в этом году не упадет еще сильнее, нет ни у кого. Если взглянуть на динамику Brent, очищенную от долларовой инфляции, и наглядно демонстрирующую два суперцикла (с пиками на рубеже 70-80-ых 2000-2010-х), то уровни в 20-40 долларов за баррель вовсе не выглядят такими уж фантастическими.
Дальше. МЭР предполагает, что новейшая российская рецессия — дело одного года и после падения на 3,9% ВВП уже в 2016 году вырастет на 0,7%. Что ж, оправдаться могут и эти ожидания всегда ошибающегося ведомства. После относительно глубокого спада хлипкий рост на 0,7% — это вполне реалистичный прогноз, чиновникам даже не придется ничего делать. Другое дело, что в МЭР свято верят: пик кризиса пройден в третьем квартале (из уст Владимира Путина эта мантра прозвучала на недавнем форуме «Россия зовет!»). Напомним, что пик кризиса считали пройденным еще в первом квартале — об этом радостно заявляли на Петербургском экономическом форуме. Дальше падение промышленного производства и обнищание населения только ускорились, а долгожданное восстановление пришлось переносить на осень.
Сейчас статистика на стороне оптимистов: в сентябре обрабатывающее производство в РФ даже не выросло, а рвануло — на 1,9% к августу. Индекс промпроизводства в месячном выражении вырос на 3,4%. В годовом выражении, правда, по-прежнему спад — на 3,7%. С другой стороны, основным драйвером роста в обработке оказалось производство машин и оборудования, что в целом довольно приятно для экономики, в которой, кажется, остались одна пищевая промышленность, нефтехимия да производство пластмасс. Рост в определённой мере согласуется с мечтами Минэкономразвития о том, что промышленники начнут оптимистичнее смотреть на действительность и станут понемногу восстанавливать складские запасы в надеждах на грядущий рост спроса.
Возможно, так и случится, на дворе не 90-е. Но что если этого не произойдет, и нас действительно ждут годы застоя и стагнации, перемежающейся с рецессией, как предсказывают оптимисты Сергей Гуриев или Алексей Кудрин? Или другой вариант: в следующем году экономика покажет ничтожный рост, но потом опять упадет — подобных примеров полно в мировой экономической истории.
И тут нужно понимать, чем на самом деле занимается правительство РФ. Конечно, шутки и анекдоты на публичных мероприятиях с участием первых лиц — это весело и занятно. Но вся выстраданная бюджетная конструкция следующего года опирается на тонкий лед оптимизма — стоит нефтяным ценам нырнуть вниз, а промышленному производству отклониться от тренда, заданного Белым домом, как лед этот пойдет трещинами и дальше нас будет ждать только темная вода.
Хроническая болезнь и страх
Оптимизм, продемонстрированный на форуме «Россия зовет!», больше подходит не выздоравливающему, а смертельно больному человеку. Достаточно посмотреть на динамику бюджетных доходов и расходов последнего десятилетия, чтобы понять, что бюджетный кризис в стране уже давно. После кризиса 2008–2009 годов (в тучные 2000-е бюджет сводился с профицитом) превышение доходов казны над расходами зафиксировано только в 2011 году: 432 млрд рублей, меньше 1% ВВП. Все остальные годы — стабильный дефицит, хотя цены на нефть и демонстрировали исторические максимумы, а никаких санкций не было и в помине.
Зато были феерические расходы бюджета на Олимпиаду, саммит АТЭС во Владивостоке, гособоронзаказ. В принципе, в дефицитном бюджете нет ничего криминального — он характерен не только для стран, намертво застрявших в кризисе, но и для государств, стимулирующих экономику с помощью государственных инвестиций (об этом, к примеру, говорил Дж.М. Кейнс, а в эпоху «рейганомики» дефицит американского бюджета достигал даже 5% ВВП). Ничего подобного в России не наблюдается. Удивительно, но несмотря на регулярные вздохи либерального блока доля государства в экономике планомерно снижается. Например, в 1992 году доля бюджетных расходов в ВВП РФ составляла 65%, в 1997-м — 43%, а в бюджете 2016 года запланирована на уровне всего 20%. В 2007 году этот показатель для экономики Швеции составлял 63%, Германии — 48%, США — 33%. Российские чиновники как огня боятся высокого дефицита — сказывается историческая память 1998 года.
Нынешний бюджет тоже продолжает славную традицию последних лет. Исходные данные, которыми руководствовалось правительство при составлении бюджета, нам известны. Дефицит не должен превысить 3% ВВП (эту цифру назвал сам Владимир Путин, но никто так и не удосужился объяснить, откуда она взялась). Государственные заимствования — по минимуму, боязнь долга — еще одна наследственная болезнь 90-х.
Посмотрим, что получилось в итоге.
Доходы федерального бюджета составят 13,577 трлн рублей, расходы — 15,761 трлн рублей. Рост расходной части на 2,4% по сравнению с текущим годом не должен смущать: при инфляции на уровне 12,2% речь идет о реальном снижении расходов государства.
Дефицит в размере 2,2 трлн рублей (2,8% ВВП при верхней путинской планке в 3% ВВП) будет профинансирован в первую очередь за счет средств Резервного фонда — из него возьмут 1,96 трлн рублей (сейчас там почти 4,4 триллиона). Потолок государственного внутреннего долга на конец следующего года установлен на уровне 8,999 трлн рублей, внешнего — 55,1 млрд долларов, что равняется (при прогнозном курсе рубля в 63,3 руб. за доллар) 3,487 трлн рублей. Сейчас внешний госдолг не превышает 3,1 трлн рублей, наученная горьким опытом РФ по-прежнему боится занимать.
Все эти показатели, скорее всего, будут изменены уже через полгода.
Бюджет 2015 года правился уже дважды. Согласно декабрьскому закону о бюджете, его доходы должны были составить 15,08 трлн рублей, расходы — 15,51 триллиона. Весной этого года в закон были внесены первые корректировки. Наиболее существенные — в части доходов: они разом сократились до 12,54 трлн рублей. Расходы, несмотря на объявленный 10-процентный секвестр, удалось сжать только до 15,21 трлн рублей. На прошлой неделе правительство внесло в Госдуму — одновременно с бюджетом 2016 года — очередные изменения. Доходы на этот раз выросли: на 711 млрд рублей, до 13,25 триллиона, из которых 202 миллиарда рублей было решено потратить на наращивание расходной части (до 15,42 трлн рублей), а остальное — на сокращение дефицита. В первом полугодии дефицит составил 797 млрд рублей или 2,3% ВВП, по итогам года планируют уложиться в 2,1 трлн рублей. Психологическую планку в 3% ВВП (изначально планировалось 3,7% ВВП) дефицит не пробьет. Бюджет 2016-го наверняка ждет похожая судьба — множество изменений.
Ключевая проблема при анализе федерального бюджета состоит в следующем: из 15,76 трлн рублей расходов засекречены 2,9 триллиона — почти 19%. В 2005 году доля секретных расходов в бюджете составляла всего 11,3% и с тех пор стабильно росла. При этом в трехлетнем бюджете 2013 года вообще предполагалось, что к 2016 году засекречен будет едва ли не каждый четвертый рубль расходов (23,8%). Для сравнения: бюджет США засекречен в среднем на 8–9%. Однако у издания Газета.Ru в распоряжении имеется презентация Минфина, исходя из которой можно понять, как именно правительство потратит почти пятнадцать триллионов рублей.
С точки зрения структуры бюджет почти не изменился. На штыки (нацоборона и нацбезопасность) приходится 31%, на преданный электорат (социальная политика) — 28%, на падчерицу в лице национальной экономики — 16%. В 2015 году распределение аналогичное: 33, 27 и 15%. Главная неожиданность этого года — «Национальная оборона» и «Национальная безопасность» попали в шестерку статей, расходы по которым сократились: на 7,26 и 1,74% соответственно.
Но этот общий поверхностный взгляд не позволяет понять, какие приоритеты на самом деле выбрало государство. Раз уж под нож попали неприкосновенные до этого силовики, логично предположить, что правительство выбрало для себя иные цели. Более пристальный анализ расходных статей помогает ответить на этот вопрос. Ответ ошеломляет.
Небо и дороги
Нас интересует в первую очередь экономика. Расходы на нее выросли на 11,2% до 2540 трлн рублей. Из них засекречено всего 35 млрд рублей, что позволяет делать довольно точные сравнения. Радоваться рано — если приглядеться к деталям, окажется, что этот рост базируется всего на двух статьях. На 461% до 171,6 млрд рублей растут расходы на «Исследование и использование космического пространства» (можно с уверенностью предположить, что здесь же все 35 млрд засекреченных денег). Всего госпрограмма «Космическое развитие» в 2016 году потребует 210 млрд рублей.
Идея проста и понятна. На Земле все плохо и валится из рук — самое время присмотреться к просторам бесконечной вселенной. Сумма в 210 млрд рублей будет распределена следующим образом: 53 млрд рублей потратят на систему ГЛОНАСС, 37 миллиардов — на развитие космодромов (один из которых, «Восточный», на прошлой неделе официально превращен в долгострой), 2,3 млрд рублей — на создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерного двигателя, и совершенно фантастические 104 миллиарда — на обеспечение выполнений функций госорганов. Другими словами, раздадут чиновникам «Роскосмоса» — чтобы комфортнее было осваивать холодный и неуютный космос.
Вторая статья, где есть рост — «Общеэкономические вопросы», с 85,97 млрд рублей до 482,9 миллиарда. В бюджете 2016 года на нее приходится почти 20% трат на нацэкономику. Рост этого раздела полностью основан на создании двух «заначек». Это, во-первых, 342,2 млрд рублей, которые изъяли из накопительной пенсионной системы, а во-вторых, таинственные 120 млрд рублей, назначение которых до сих пор не объяснено.
Это, кстати, еще не все сюрпризы бюджета с точки зрения антикризисных фондов. В нем есть 150 млрд рублей, сформированных из остатков бюджета 2015 года, а также 500 млрд рублей из Резервного фонда. И самое интересное — фонд, в который переведут некие дополнительные не-нефтегазовые доходы, а также кубышка, в которую соберут деньги госкомпаний, не выполнивших показатели госзаданий. Что это за доходы и каковы показатели госзаданий, широкой публике объяснять не торопятся.
Так что бюджет приобретает флибустьерский характер: деньги могут забрать у всех, но куда их направят — никто не знает. Наличие подушки безопасности в кризисном бюджете — это похвально, но есть ощущение, что все эти деньги либо пролежат в нем до конца года (в лучшем случае), либо с их помощью в пожарном порядке будут затыкать неожиданные дыры в экономике — с предсказуемым нулевым эффектом, характерным для старого — доброго российского ручного управления.
Что еще изумляет в бюджете, так это фееричное сокращение на 29% (!) расходов на сельское хозяйство. Всего по соответствующей госпрограмме агарная надежда российской экономики получит всего 162 млрд рублей — притом что в антикризисном плане начала года было заложено 50 млрд рублей. Львиную долю этих денег (76 млрд рублей) отвели на растениеводство и животноводство — в форме субсидий по кредитам. Еще 15,4 миллиарда выделят молочникам. Их, правда, обгонят все те же вечно бедствующие чиновники: реализация программы обойдется в 22 млрд рублей. Сами фермеры при этом получат 9,2 млрд рублей. Главный вопрос российского агропрома: кому дать больше денег — фермерам, которые производят продукт, или чиновникам, которые сжигают хамон? Конечно, чиновникам.
Что еще остается? Две другие большие статьи расходов: транспорт (308,4 млрд рублей) и дорожное хозяйство (685,7 млрд рублей). Госпрограмма «Развитие транспортной системы» предусматривает траты в размере 881 млрд рублей. Почти 600 млрд рублей израсходуют на автомобильные дороги. Из этой суммы можно сразу вычесть 100 млрд рублей: их отдадут на финансовое обеспечение реализации программы. Остальные деньги уйдут, как песок сквозь пальцы: 248 млрд рублей потратят на ремонт дорог, 94 миллиарда на развитие региональных дорожных систем, и только 15,98 миллиарда — на строительство скоростных трасс в рамках государственно-частного партнерства. Еще 8,9 млрд выделено на строительство дорог к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.
На железнодорожную систему тоже обещают потратить немало: РЖД получит почти 120 млрд рублей. Но из этой суммы 60 миллиардов уйдет на субсидии по тарифам за перевозку продукции Калининградской области в другие регионы РФ.
Есть ли в российской экономике еще что-то кроме космоса, дорог и чиновников? Есть, конечно. Промышленность. На ее развитие потратят целых 152 млрд рублей, из которых 92 миллиарда пойдет на развитие одного только автомобилестроения.
Старики и дети
Жизненный путь типичного российского фермера, согласно федеральному бюджету, складывается следующим образом. Не получив денег от государства, он идет к чиновнику, который как раз финансовым вниманием обласкан, получает отказ, после чего становится несчастным, старым и немощным. И вот тут уже государство делает вид, что готово ему помочь. Социальная политика — вторая по размеру статья расходов бюджета. На нее предполагается потратить 4,4 трлн рублей.
Но и эти деньги, как оказывается, можно потратить, не улучшив жизнь русских людей. Три триллиона рублей уйдет на пенсионное обеспечение. И это притом, что индексировать пенсии (и все другие соцобеспечения) будут всего на 4% при инфляции в 12,2%. К тому же государство перестанет выплачивать пенсию работающим пенсионерам — «отличный» ход в борьбе с теневым рынком труда. 635 млрд рублей направят на выплату пенсий военнослужащим. На прочие виды соцобеспечения, которых в бюджете заложено больше десятка, потратят 898,2 млрд рублей (порядка 400 млрд рублей получат инвалиды и ухаживающие за ними члены семьи). Оставшиеся 412 млрд рублей пойдут по разделу «Охрана семьи и детства»: материнский капитал в 2016 году составит 304,2 млрд рублей.
Здесь стоит вспомнить недавнюю встречу вице-премьера Ольги Голодец со студентами Саратовской юридической академии и ободрительную фразу, которая на ней прозвучала: «Вопрос о поддержке студентов на сегодняшний день в повестке дня не стоит. Мы считаем, что вы здоровые, сильные, и сегодня скорее на вас надежда с точки зрения развития нашей экономики и того, что вы могли бы себя прокормить».
Нечеловеческий капитал
Уже не первый год чиновники сводят обсуждение бюджета к одной-единственной максиме: необходимо планомерно наращивать вложения в человеческий капитал. Как результат: траты на образование и здравоохранение в бюджете грядущего года сокращаются на 7,6 и 7,7% до 579,8 и 473,7 млрд рублей соответственно.
Вообще, «Здравоохранение» — одна из самых выстраданных статей и в бюджете 2015 года. Изначально установленный объем ассигнований по ней (420,9 млрд рублей) весной был драматически снижен до 385,5 миллиарда. Затем последовал рост до 513 млрд рублей — за счет поступления в федеральный бюджет межбюджетных трансфертов сверх запланированных объемов (возможно, за счет отмены зарплатного порога для уплаты взносов на медицинское страхование), благодаря чему расходы на стационарную медпомощь удалось увеличить сразу на 50%. В будущем бюджете больше всего сокращаются расходы на амбулаторную медпомощь: с 109 млрд рублей до 75 миллиардов. Расходы на санаторно-оздоровительную помощь, наоборот, растут с 34 млрд рублей до 38,9 миллиарда.
Но это еще не самые впечатляющие цифры. Основное сокращение пройдет по программе «Развитие здравоохранения». В целом выделено будет 332,13 млрд рублей, что на 16% ниже, чем в 2015 году. При этом расходы на скорую помощь сократят на 66%, на профилактику заболеваний — на 42%. Благодаря недавнему фокусу Росстата, изменившему методику расчета средней зарплаты (за счет включения в выборку работников из неформального сектора), правительство одновременно и выполнит майские указы Путина, и в то же время сэкономит 9,2 млрд рублей на зарплатах медработников.
Экономия на зарплатах педагогов окажется еще больше — 24,1 млрд рублей. Что же касается раздела «Образование» в целом, то бросается в глаза 86-процентное сокращение трат на дошкольное образование по сравнению с 2015 годом — до 4,8 млрд рублей. Расходы на высшее образование (в структуре трат на образование в целом они составляют около 79–81%) сократятся на 5% до 483,8 млрд рублей.
Еще одна невезучая статья бюджета — жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы на ЖКХ в 2016 году будут ниже нынешних на 42,7%: 37,57 млрд рублей вместо 78,8 млрд. Из этих трат почти 6 млрд рублей засекречены. Основное сокращение (если судить по открытой части) приходится на жилищное хозяйство: с 61 до 17,6 млрд рублей. Другие ключевые подразделы сокращаются скромнее: расходы на коммунальное хозяйство падают с 18 млрд рублей до 14 миллиардов, по статье «прочие вопросы» — с 58 млрд рублей до 40 миллиардов (из этой суммы 35 млрд пойдет на переселение из ветхого и аварийного жилья). 4,8 млрд рублей отведено на программу «Жилище», на 6 млрд помогут обзавестись жильем и рабочими местами силовикам (так, наркополицейские получат 500 млн рублей) и еще 1,6 млрд рублей достанется добрым жителям Ингушетии.
О Кавказе в бюджете тоже есть много интересного. Так, на программу развития Северо-Кавказского федерального округа в 2016 году будет потрачено 13,3 млрд рублей. Не так уж и много. Но за этой цифрой скрывается резкое увеличение бюджетных расходов по всей программе с 204,7 млрд рублей до 320 миллиардов. Новую версию инициативы Минкавказ подготовил как раз одновременно с федеральным бюджетом. И если раньше предполагалось, что развитие Кавказа обеспечат туристические кластеры и социалка в Ингушетии, то сейчас чиновники всерьез намерены отыскать в регионе инвестиции и промышленный потенциал и объединить их.
Если внимательно читать федеральный бюджет, многие упоительные новости делаются понятнее. Интересного много: например, выборы в Госдуму в 2016 году обойдутся бюджету в 15 млрд рублей — в два раза дороже, чем в 2011 году. Сообщается, что грядущие выборы хотят сделать максимально честными — для этого внедряется новая автоматизированная система «Выборы» стоимостью 4 млрд рублей. Казалось бы, мелочь. Какие-то четыре миллиарда… Но выше мы наглядно показали, как почти 15 трлн рублей превращаются в жалкие крохи и подачки.
Итог всего этого многостраничного великолепия прост и безжалостен. В 2016 году мы не станем жить лучше, мы не построим ничего нового, ничего не произведем и, конечно, не полетим в космос. Бюджет 2016 года — одна из самых бессовестных попыток прикрыть ласкающей ухо фразой «макроэкономическая стабильность» (низкий дефицит и низкий госдолг — все как в «правильных» странах) полную интеллектуальную беспомощность правящей элиты и ее страх перед неизвестностью, а потом незаметно раздать ей же львиную долю всех бюджетных денег.
Непонятные миллиардные президентские заначки, спрятанный в экселевской таблице ГЛОНАСС, оборонка, железные и автомобильные дороги, дома для наркополицейских и 7 млрд рублей на погребение умерших — вот и весь бюджет на 2016 год. В эпоху Алексея Кудрина во всем этом был хоть какой-то смысл: копить деньги и никому их не давать. Сейчас оказывается, что уже и давать особенно нечего.
К концу 2017 года в Фонде национального благосостояния останется всего 2 трлн рублей, а Резервный фонд полностью исчезнет.
Иван Копейкин (с) S&P.
Получателем кредитных средств под льготный процент стал производитель автомобильных зеркал из города Димитровграда ООО «Призма». Предприятию было выдано порядка 17 миллионов рублей под 8,25% годовых.
Глава Корпорации по развитию предпринимательства и генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» не нашли общего языка по вопросу создания готовой инфраструктуры для бизнеса в райцентрах и сёлах области.
Как сообщил Председатель правления Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов, основная задача АУБ — лоббирование интересов местного бизнеса за пределами региона.