Об этом заявил назначенный недавно на завод новый управляющий директор Андрей Капустин.
Он сделал это очень негромко, в скромной заводской газете «Старт», которую ввиду специфики мало кто из ульяновцев видит. Цитаты: «Также было принято решение о прекращении производства авиалайнеров семейства Ту-204 на «Авиастаре». В силу геополитических изменений возобновления строительства «Русланов» не планируется. Государство и ОАК не допустят ухудшения ситуации на предприятии». Однако получается, по сути, для завода и Ульяновска закончилась целая эпоха в авиастроении.
Она стартовала в начале 1980-х годов, когда первый полёт совершил уникальный Ан-124, а позже был разработан и запущен проект Ту-204 — среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта ОКБ Туполева. Кстати, на КАПО имени Горбунова в Казани делается его модификация — Ту-214. Капустин заявил в газете, что Ту-214 в столице Татарстана будет строиться и дальше… Управляющий директор, сменивший 31 марта прежнего руководителя завода Сергея Дементьева, как приоритеты в Ульяновске обозначил Ил-76, МС-21 (только детали самолёта — прим.ред) и Ил-112Б (легкий военно-транспортный самолет). Кстати, некоторые специалисты отрасли считают, что Ту-204 попросту не конкурент современному своему аналогу МС-21 (ОКБ Яковлева и корпорация «Иркут», входят в ОАК). Первый полёт МС-21 запланирован на декабрь. Ещё одна причина «смерти» Ту-204 по мнению экспертов — новые экостандарты Международной организации гражданской авиации, которым лайнер не будет соответствовать.
Решение приняли в Москве
Отметим, что речь здесь идёт о том, что решение по ульяновским «тушкам» приняли в ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) в Москве, куда входит предприятие. Акционеры «Авиастара» — ОАК (95,54% акций) и ПАО«Туполев» (4,46% акций). В корпорацию также входит ОАО «ОАК — Транспортные самолёты», где генеральным директором является Вильдан Зиннуров, бывший зампред правительства Ульяновской области. 9 марта 2016 года совет директоров избрал новый состав правления корпорации и вывел из него Зиннурова, оставив при этом на должности гендира «ОАК – Транспортные самолеты». Вскоре с «Авиастара» был уволен и Сергей Дементьев. Примечательный факт: буквально за несколько дней до своего официального ухода с завода теперь уже бывший директор заявил в той же газете «Старт», что 2015 год сложился для предприятия тяжело, завод должен был сдать три самолёта Ту, собрал, но не продал. Легонько хлопнул дверью? Сотрудники завода ещё в 2015 году рассказывали нашему корреспонденту, что на совещаниях Дементьев якобы часто говорил о тяжелом будущем «Авиастара», но дальше проходной информация об этом не шла.
Планы властей не взлетели
В марте в интервью «Ъ» ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов сказал, что «попытки выстроить коммерческую стратегию по продвижению Ту-204 потерпели многократные неудачи». А вот власти Ульяновской области ранее строили планы на этот проект. Год назад губернатор Сергей Морозов предложил руководству авиакомпании Red Wings сделать Ульяновск городом базирования. Дело в том, что, как сообщал тогда Вильдан Зиннуров, Red Wings является крупнейшим в России эксплуатантом лайнеров марки Ту-204 (парк — 8 самолётов). Говорилось, что будут заказы новых Ту-204СМ. А Морозов назвал авиазавод флагманом отечественного авиастроения. Который, как оказалось, не может, увы, продать даже три самолёта Ту-204… Глава Минпромторга Денис Мантуров обещал по семь самолетов Ту-204СМ в год (Ту-204СМ — продолжение развития семейства самолетов Ту-204/Ту-214). В ОАК, видимо, считают иначе. Кстати, гендиректор Red Wings Евгений Ключарев говорил, что компания хотела бы стать первым оператором самолета МС-21, а это конкурент Ту-204.
«Авиастар» ожидает оптимизация производства и финансов
Отныне единоличным органом управления будет юридическое лицо — сама ОАК, а не конкретный директор, каким был местный Сергей Дементьев. Для чего? Для более быстрого, без бюрократии, принятия решений по заводу, говорят в ОАК. Андрей Капустин работает по доверенности, выданной президентом ОАК Юрием Слюсарем. Напомним, Капустин окончил Финансовую академию при правительстве РФ, имеет огромный опыт аудитора, включая работу по имуществу в оборонном концерне «Алмаз-Антей». Кстати, он приезжал на авиазавод 20 лет назад как аудитор. В 2006 году стал руководить группой «ВПК», производившей компоненты для средств ПВО и ПРО. Пришёл в ОАК в феврале 2016 года сразу с прицелом корпорации на Ульяновск. По словам Капустина, на заводе будет проведена оптимизация производственного процесса и оптимизация финансовой ситуации, решение вопроса кадрового дефицита.
Наверняка его деятельность коснется и многочисленного имущества завода. «Авиастар» объявил, например, о продаже детского оздоровительного лагеря «Берёзка» (село Ясашная Ташла) за 19 миллионов рублей, квартиры в 121 кв.м. на проспекте Ульяновский, 11 за 4 миллиона 404 тысячи рублей, а также незавершенный объект общей площадью в 9 тысяч кв.м. на проспекте Антонова, 1 почти за четыре миллиона. Оценкой имущества авиазавода занимается московская консалтинговая группа «Бизнес-Круг», одна из крупнейших в своей сфере в России и среди лидеров по выручке от аудита.
Возможно, возникнет и вопрос с ХК «Волга». «Авиастар» — титульный спонсор клуба, который тратит в год до 70 миллионов рублей. Дементьев его президент, но уже без влияния на авиазаводе.
Будущее «Авиастара» — военное?
АО «Авиастар-СП» серийно производит военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А, выполняя крупный контракт для Министерства обороны РФ на поставку 39 машин (общая сумма контракта по данным «Ведомостей» — 140 млрд рублей), три самолета переданы заказчику. Реализуется проект по созданию перспективного и первого российского самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А.
Президент ОАК Юрий Слюсарь отметил возрастающее значение продаж военных самолетов на внешний рынок по линии международного военно-технического сотрудничества. «Большое влияние оказала демонстрация возможностей наших самолетов в Сирии, ведь одно дело видеть самолеты в ходе учебных мероприятий, а другое – в ходе боевого применения». По его мнению, высокий потенциал для внешнего рынка имеет тяжелый и транспортный самолет Ил-76МД-90А с «Авиастара». «Среди наших задач — вывод этого самолета на ритмичное серийное производство», — сказал глава ОАК. Выше мы уже упоминали проект Ил-112Б (легкий военно-транспортный самолет), как приоритетный по мнению Капустина. Были новости и о том, чтобы реализовать в Ульяновске проект «Ермак» (КБ Ильюшин), который займет пустующую пока в российском авиапроме нишу сверхтяжёлых грузовых самолётов, которую ещё «тянет» Ан-124 «Руслан». Кстати, 224-й лётный отряд, транспортировавший технику и живую силу ВКС РФ в Сирии, состоит из наших «Русланов». Может, «Авиастар» хотят почти целиком переориентировать на «оборонку», убрав ненужные (Ту-204) и старые (Ан-124) проекты с завода?
Предприятие участвует в кооперации по двум проектам в гражданской линейке самолетов: регионального самолета SSJ Сухой Суперджет 100 (монтаж интерьеров и отработка систем) и семейства пассажирских ближне-среднемагистральных самолетов МС-21, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров (панели фюзеляжа, люки, двери, подкилевые отсеки).
Андрей Белов
В преддверии Нового года особенно приятно дарить подарки, и, по сложившейся традиции в рамках акции «Оплати и победи» Ульяновский филиал ОАО «Энергосбыт Плюс» совместно с филиалом «Ульяновский» ПАО «Т Плюс» провел розыгрыш призов среди своих добросовестных партнёров.
Завершаем большой разговор с руководителем Агентства технологического развития области Вадимом Павловым об инновационном кластере Ульяновской области. Начало беседы здесь.
Руководителем Агентства технологического развития области назначен Вадим Павлов, ранее и.о министра развития конкуренции и экономики. Мы поговорили с ним о проектах Технокампус 2.0, Технологическая долина и городе «Сантор».